3. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.

А.Т.Фоменко
ЧИСЛА ПРОТИВ ЛЖИ

Глава 3.
Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО.
НОВАЯ ДАТИРОВКА АСТРОНОМИЧЕСКОГО ГОРОСКОПА, ОПИСАННОГО В АПОКАЛИПСИСЕ.

3. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.

## БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА И ТРОН.

В Апокалипсисе сказано: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и ОТ СЕМИ ДУХОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПЕРЕД (напротив — Авт.) ПРЕСТОЛОМ ЕГО» (Ап. 1:4).

Созвездие Большой Медведицы до сих пор называется во Франции Колесницей ДУШ. Его изображения в виде Колесницы Душ см., например, в средневековой книге Apiani [1013]. Этот старинный рисунок мы приводим ниже, рис.4.11.

ПРЕСТОЛ или ТРОН — это известное созвездие, перед которым как раз и расположена Большая Медведица. См., например, фрагмент звездной карты на рис.3.7. Кстати, в греческом тексте Апокалипсиса вместо синодального «престол» так и стоит «ТРОН» = тронос.

## МЕСТО ДЕЙСТВИЯ — ОСТРОВ ПАТМОС.

Апокалипсис говорит: «И от ПРЕСТОЛА исходили молнии и громы и гласы, и СЕМЬ СВЕТИЛЬНИКОВ огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; И ПЕРЕД ПРЕСТОЛОМ МОРЕ СТЕКЛЯННОЕ, ПОДОБНОЕ КРИСТАЛЛУ» (Ап. 4:5-6).

Итак, семь светильников, огненных лампад расположены перед Троном, на котором восседает Бог. «Стеклянное море, подобное кристаллу» — это, по-видимому, небо, на которое смотрит автор Апокалипсиса.

Апокалипсис говорит: «Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос» (Ап. 1:9).

Четко указано место наблюдения — остров Патмос в Средиземном море. Далее, на протяжении всего Апокалипсиса многократно подчеркивается, что звездное небо — основная арена описываемых событий.

## СОЗВЕЗДИЯ КАССИОПЕИ И ТРОНА В СРЕДНИЕ ВЕКА ИЗОБРАЖАЛИСЬ В ВИДЕ ХРИСТА НА ПРЕСТОЛЕ.

Апокалипсис говорит: «Я взглянул… И вот, ПРЕСТОЛ СТОЯЛ НА НЕБЕ, и на ПРЕСТОЛЕ БЫЛ СИДЯЩИЙ; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису» (Ап. 4:1-3).

Сидящего на Троне, то есть на Престоле, можно увидеть почти на каждой средневековой звездной карте. Например, в Zodiaque explique [544], т.1, с.81, илл.36, на звездных картах А.Дюрера [544], т.4, с.204, на карте Аль-Суфи [544], т.4, с.250, илл.49 и т.д. Мы приводим такие изображения на рис.3.8 и рис.3.9.

На всех этих картах изображена Кассиопея, сидящая на Троне.

Фигура на Троне показана на многих звездных картах XVI века. Она находится среди Млечного Пути. В Апокалипсисе говорится, что вокруг престола идет радуга: «и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Ап. 4:3). Радуга — довольно точный образ для изогнутого дугой на ночном небе светящегося Млечного Пути.

Прямое сравнение «Сидящего на престоле» с драгоценным КАМНЕМ — «видом был подобен камню яспису» — усиливает впечатление, что образы Апокалипсиса взяты со звездного неба. Ведь именно для звезд сравнение со светящимся драгоценными камнями особенно понятно и естественно.

Отождествление созвездия Кассиопеи с Христом, о чем фактически говорит Апокалипсис, иногда явным образом изображалось на средневековых картах. Например, в книге Radinus’а [1361] показан Трон, а на нем распятая (!) «Кассиопея». Крестом служит спинка Трона, а руки Фигуры ПРИВЯЗАНЫ К ПОПЕРЕЧНОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ КРЕСТА. Но ведь это — очевидный вариант христианского распятия, рис.3.10.

Царская Фигура на Троне изображена и на египетских звездных картах [1162], [1077]. На рис.3.11 и рис.3.12 мы приводим египетские карты, из которых видно, что египетская символика удивительно близка к европейской. Значит, это была, в общем, одна и та же школа.

Итак, здесь в Апокалипсисе, по-видимому, описано созвездие Кассиопеи, которое в средние века действительно воспринималось как «звездный образ» Христа (Царя) на Престоле.

## МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.

Апокалипсис говорит: «И радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Ап. 4:3). Смарагд — голубовато-зеленый изумруд, а «радугу» вокруг созвездия Трона вы можете увидеть на любой средневековой звездной карте: созвездие Трона с Сидящим на нем всегда погружено в изогнутую светящуюся полосу Млечного Пути [1162], [1077], [1361].

## 24 ЗВЕЗДНЫХ ЧАСА И СОЗВЕЗДИЕ СЕВЕРНОГО ВЕНЦА.

Апокалипсис говорит: «И вокруг престола ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ престола; а на престолах видел я сидевших ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые ВЕНЦЫ» (Ап. 4:4).

В любом полном учебнике по астрономии вы прочитаете, что в древности небо разделялось на 24 крыловидные полосы, то есть на 24 меридиональных сектора, сходящихся у полюсов небесной сферы, см., например, [542], с.44 или [544], т.1, с.7, илл.6. Эти секторы называются также ЗВЕЗДНЫМИ ЧАСАМИ или ЧАСАМИ ПРЯМОГО ВОСХОЖДЕНИЯ звезд. 24 часа задают систему координат на небе, что хорошо видно на средневековом изображении небесного глобуса в книге Захария Борнмана, рис.3.13.

Итак, каждый «старец» Апокалипсиса — это, по-видимому, звездный час в экваториальной системе координат. То есть стандартное деление звездного неба в астрономии.

Белые одежды старцев — это просто белый цвет звезд на небе. А что такое Золотые Венцы? Здесь, по-видимому, описано созвездие СЕВЕРНОГО ВЕНЦА, расположенное недалеко от зенита, то есть как раз над головами всех 24 старцев-часов-секторов, рис.3.14.

## ЛЕВ, ТЕЛЕЦ, СТРЕЛЕЦ И ПЕГАС.

Апокалипсис говорит: «И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Ап. 4:6).

Описано звездное небо, окружающее созвездие Трона, престола и усыпанное звездами, то есть «очами». Становится понятным и на первый взгляд странное выражение Апокалипсиса «посреди престола», то есть в самом созвездии Трона. Выражение относится к звездам, заполняющим, конечно, и сам престол, в виде фона, более мелкой звездной россыпи.

А что такое «четыре животных, исполненных очей»? Это и так уже ясно при первом взгляде на звездную карту. Более того, в следующем пункте Апокалипсиса четко сказано:

«И первое животное было подобно ЛЬВУ, и второе животное подобно ТЕЛЬЦУ, и третье животное ИМЕЛО ЛИЦЕ, КАК ЧЕЛОВЕК, и четвертое животное подобно ОРЛУ ЛЕТЯЩЕМУ» (Ап. 4:7).

Лев — это известное зодиакальное созвездие, где Солнце находится перед началом осени. См., например, средневековые карты Дюрера и Гринбергера [1162]. См. рис.3.5рис.3.4рис.3.15.

Телец — известное зодиакальное созвездие, где Солнце находится перед началом лета. См. все те же карты Дюрера, Гринбергера, рис.3.16.

Животное с лицом человека, то есть Кентавр, — это, очевидно, известное зодиакальное созвездие Стрельца, где Солнце — в начале зимы, рис.3.17.

Животное «подобное орлу летящему», это не Орел, хотя такое созвездие на небе есть, рис.3.18. Скорее всего, это — знаменитый Пегас — животное с крыльями, завершающее указанный выше в Апокалипсисе ряд созвездий. В созвездии Пегаса Солнце оказывается перед началом весны, рис.3.19. Формально Пегас является не зодиакальным, а экваториальным созвездием, однако Пегас почти касается эклиптики между зодиакальными Рыбами и Водолеем. Да и в греческом тексте Апокалипсиса здесь стоит слово, означающее, скорее, млекопитающее, чем птицу [542].

Итак, Апокалипсис четко перечислил четыре узловых созвездия вдоль эклиптики: зодиакальные созвездия Льва, Тельца, Стрельца и «почти зодиакального» Пегаса.

Выделение четырех известных созвездий в вершинах квадрата на эклиптике — это стандартный средневековый астрономический прием. По-видимому, аналогичные четыре созвездия (возможно, другие) поставлены в углах четырехугольного Зодиака на Фивском гороскопе Бругша. См. «Небесный календарь древних». Такие же четырехугольные Зодиаки изображались и в средневековой Индии [543], с.115.

Итак, четыре созвездия, отмечающие времена года, образуют квадрат или крест. А поскольку всех звездных секторов-крыльев, исходящих из полюса, ровно 24, то каждое из этих животных-созвездий имеет ровно по 6 крыльев-секторов прямого восхождения, то есть имеет вокруг себя 6 «крыльев». Другими словами, каждое созвездие-животное расположено в области, покрываемой на небесной сфере этими шестью секторами-крыльями.

Замечательно, что все это абсолютно точно описано в Апокалипсисе. Читаем: «И КАЖДОЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЖИВОТНЫХ ИМЕЛО ПО ШЕСТИ КРЫЛ ВОКРУГ, А ВНУТРИ ОНИ ИСПОЛНЕНЫ ОЧЕЙ» (Ап. 4:8). Здесь «очи» — это звезды. Кстати, в греческом тексте тут стоит «внутри и кругом» [542].

Животные, внутри и вокруг себя покрытые глазами, «очами», это, вероятно, созвездия. Ведь именно в таком виде они нарисованы на любой средневековой звездной карте. См., например, карты Дюрера на рис.3.2рис.3.3, а также карты из Альмагеста на рис.3.5 и рис.3.4.

## СУТОЧНОЕ ВРАЩЕНИЕ СЕВЕРНОГО ВЕНЦА.

В северном умеренном поясе земного шара верхние части крыльев-секторов никогда не заходят, а нижние части, так сказать «колени» старцев-секторов, то опускаются под горизонт, то снова поднимаются над ним. Благодаря этому, каждый звездный час как бы поднимается со своих колен на восточной части горизонта, а затем опускается на колени на западной части. То есть, как бы преклоняясь перед центром своего вращения — северным полюсом неба и созвездием Трона около него.

И опять все это точно описано в Апокалипсисе. Действительно, Апокалипсис говорит: «тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков и полагают венцы свои пред престолом» (Ап. 4:10).

При ежесуточном вращении на широте Средиземного моря созвездие Северного Венца то поднимается наверх, в зенит, то опускается в северную часть горизонта. Имеется в виду местный зенит, на широте острова Патмос.

Мы не будем продолжать перечисление других созвездий и звезд, упомянутых в Апокалипсисе, поскольку картину уже ясна. См. также [542] и [544].

Итак, в АПОКАЛИПСИСЕ ЯВСТВЕННО ПРИСУТСТВУЕТ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА.

## ПЛАНЕТЫ-КОНИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АСТРОНОМИИ.

А теперь — самое важное для датировки. Быстрое движение планет — вот что в первую очередь обращало на себя внимание астрономов. Их видимое перемещение по небу неравномерно для наблюдателя. В частности, с точки зрения земного наблюдателя планеты иногда описывают петли на небосводе. Это объясняется простыми геометрическими соображениями. Мы приводим, например, такие петли для Сатурна и Юпитера на рис.3.20 и рис.3.21, а также для Марса — на рис.3.22. Планеты останавливаются, отступают назад, а затем как бы снова бросаются вперед. По-видимому, это и породило в древности их сопоставление с конями, скачущими по хрустальному небесному своду. Неудивительно, что астрономия и астрология использовали этот яркий образ.

На рис.3.23 приведены древние галльские монеты, на которых изображены ПЛАНЕТЫ-КОНИ. См. Astronomical Myths. John Blake, 1887. На одной из них — конь со всадником (буква S) перепрыгивает через урну созвездия Водолея. Это созвездие часто изображалось в виде урны или в виде человека с урной, выливающего из нее воду. См., например, средневековую книгу Альбумазара [1004]. На рис.3.23a показан сам трактат Альбумазара.

На второй монете изображена планета-конь, на спине которого — созвездие Рака. Конь перепрыгивает через созвездие Скорпиона, рис.3.23.

Эти старые монеты ясно указывают на обычай средневековых астрономов, — по крайней мере некоторых из них, — ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ ПЛАНЕТЫ С КОНЯМИ.

Дальнейшее развитие этой символики естественно привело к изображению планет в виде коней, запряженных в колесницы. Например, именно такое изображение Солнца, — включавшегося ранее в число семи планет, — широко использовалось в средние века.

Кони, везущие Солнце, представлены в астрологической книге Иоанна Тесниерио издания 1562 года [1440]. См. рис.3.24. Кони, везущие Солнце в колеснице, изображены в астрологическом труде Леопольди якобы 1489 года [1247]. См. рис.3.25. Кони, везущие Солнце, см. в книге Альбумазара [1004] издания 1515 года, рис.3.26 и рис.3.27.

Кони, везущие планету Марс в колеснице, показаны в книге Иоанна Тесниерио [1440] издания 1562 года, рис.3.24. Марс снабжен здесь своим астрологическим знаком. Кони, везущие Марс в колеснице, изображены в книге Альбумазара [1004] издания 1515 года, рис.3.28.

Иногда коней изображали на самих колесницах, отождествляя, тем самым, колесницы с конями. Так, в книге Альбумазара [1004] показана колесница Юпитера, на огромных колесах которой нарисован скачущий Кентавр, рис.3.28.

Идея развивалась. Иногда кони везли целые созвездия. В книге Бахараха [1021] издания 1545 года кони везут созвездие Возничего. Подобный же рисунок имеется и в «Астрологии» Радинуса, рис.3.29.

Насколько большое значение астрономы придавали скачкам планет, видно из того, что для моментов остановки планет, — то есть между прямым и попятным движениями, — был придуман специальный символ — остановившаяся колесница. Например, к средневековой книге Альбумазара [1004] показаны остановившиеся колесницы всех планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, рис.3.26рис.3.26a и рис.3.30.

Иногда в колесницу впрягались вместо коней какие-либо фантастические животные — грифоны, орлы и т.п. Например, с такими «конями» нарисованы планеты в средневековых книгах Альбумазара [1004] и Иоанна Тесниерио [1440], см. рис.3.24 и рис.3.31. На рис.3.32 показана старинная гравюра «Планета Меркурий». Меркурий едет на колеснице, запряженной двумя птицами.

Хорошо известно, что дни недели в некоторых языках сопоставлялись с планетами, — так называемая «планетная неделя». С другой стороны, дни недели часто изображались в виде коней. Когда планета-конь проходит между созвездиями или сквозь них, то созвездия как бы «седлают» его, превращаясь во всадников на конях.

Но вернемся к Апокалипсису.

## ЮПИТЕР ПОКАЗАН В СТРЕЛЬЦЕ.

Апокалипсис говорит: «Я взглянул, и вот, КОНЬ БЕЛЫЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ ЛУК, И ДАН БЫЛ ЕМУ ВЕНЕЦ; И ВЫШЕЛ ОН КАК ПОБЕДОНОСНЫЙ, И ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ» (Ап. 6:2).

По-видимому, здесь описана яркая планета-конь, на которой восседает всадник-созвездие с луком. Среди зодиакальных созвездий такое созвездие только одно. Это — Стрелец, рис.3.17.

Конь назван белым. В греческом тексте здесь стоит «ярко-белый», «блестящий» [542]. В сочетании с характеристикой «победоносный», — а также с тем, что этот конь выходит первым, — это означает, что здесь, скорее всего, описан Юпитер.

Другой ярко-белой планеты — Венеры — здесь быть не может, так как в Апокалипсисе (12:1) есть указание, что Солнце находится в Деве. Но тогда Венера, никогда не отходящая далеко от Солнца, никак не может оказаться в Стрельце.

Итак, мы получаем, что Юпитер указан в Стрельце.

## МАРС ПОКАЗАН ПОД ПЕРСЕЕМ В БЛИЗНЕЦАХ ИЛИ В ТЕЛЬЦЕ.

Апокалипсис говорит: «И вышел другой КОНЬ, РЫЖИЙ (в греческом тексте сказано так: «и ушел туда, по другую сторону, ОГНЕННО-КРАСНЫЙ КОНЬ», см. [542] — Авт.); И СИДЯЩЕМУ НА НЕМ ДАНО ВЗЯТЬ МИР С ЗЕМЛИ, И ЧТОБЫ УБИВАЛИ ДРУГ ДРУГА; И ДАН ЕМУ БОЛЬШОЙ МЕЧ» (Ап.6:4).

Здесь описана рыжая, красная планета-конь. Такая планета одна — это Марс. Созвездие с мечом тоже одно — это Персей. Итак, Персей описан в Апокалипсисе как всадник на Марсе. Следовательно, Марс находится в зодиакальных Близнецах или в Тельце, над которыми и висит Персей. См. фрагмент средневековой звездной карты на рис.3.33. Это — карта из Альмагеста Птолемея. Правда, Морозов здесь предлагал считать, что под созвездием Персея находится зодиакальное созвездие Овна [542]. Однако так будет лишь в том случае, если слово «под» понимать по отношению к эклиптике, то есть если проектировать Персея на эклиптику из полюса эклиптики. Но тогда получится, что Персей будет лежать над Марсом в неестественном положении — на спине. Как это хорошо видно на той же средневековой карте, рис.3.33.

Скорее, тут речь идет о зодиакальных созвездиях, находящихся под ногами Персея. А это — или Телец или Близнецы. Персей как бы стоит на них. А на Овне лежит спиной, подняв ноги вверх. Кроме того, важно учесть положение местного горизонта наблюдателя. Ведь когда наблюдатель пишет, что Марс находится под Персеем, — то есть Персей был виден над Марсом, — то это, скорее всего, означает, что так они расположены по отношению к местному горизонту. Естественно искать такое астрономическое решение, при котором наблюдатель сможет увидеть Персея над Марсом и по отношению к местному горизонту. Например, где-нибудь в районе Средиземноморья.

Это понимал и сам Морозов. Поскольку при обсуждении одного из найденных им решений, а именно, — решения 1486 года н.э., — он не отмечает никаких несоответствий по Марсу. Хотя Марс находился в указанную им дату — 1 октября 1486 года — не в Овне, а именно в Близнецах.

Резюмируя, получаем, что нужно искать Марс либо в Близнецах, либо в Тельце.

## МЕРКУРИЙ ПОКАЗАН В ВЕСАХ.

Апокалипсис говорит: » Я взглянул, и вот, КОНЬ ВОРОНОЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ МЕРУ В РУКЕ СВОЕЙ (мера, то есть Весы — Авт.). И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс [хиникс, малая хлебная мера — комментарий синодального перевода] пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Ап. 6:5-6). В синодальном переводе здесь сказано «конь вороной», но в греческом тексте стоит «темный конь» [542]. По-видимому, это — Меркурий, самая слабо-светящаяся из всех первоначальных планет, каковыми в древности считались лишь Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Меркурий в полном смысле слова планета-невидимка. Кроме того, находясь близко от Солнца, Меркурий виден редко — солнечный свет обычно «гасит» его. Поэтому положение Меркурия в средние века часто определяли с ошибкой.

Динарий — римская монета. Елей — масло. В синодальном переводе сказано: «меру в руке своей». Согласно греческому тексту, он держит в руке коромысло, весы [542]. Весь стих 6 отчетливо говорит о торговле. Более того, приводятся даже цены на пшеницу и ячмень. Но ведь Меркурий как раз и считался покровителем торговли.

Итак, Меркурий указан в Весах.

## САТУРН ПОКАЗАН В СКОРПИОНЕ.

Апокалипсис говорит: <<Я взглянул, и вот, КОНЬ БЛЕДНЫЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, КОТОРОМУ ИМЯ «СМЕРТЬ»; И АД СЛЕДОВАЛ ЗА НИМ; И ДАНА ЕМУ ВЛАСТЬ НАД ЧЕТВЕРТОЮ ЧАСТЬЮ ЗЕМЛИ — УМЕРЩВЛЯТЬ МЕЧОМ И ГОЛОДОМ, И МОРОМ И ЗВЕРЯМИ ЗЕМНЫМИ>> (Ап. 6:8).

В синодальном переводе сказано «конь бледный», а в греческом тексте стоит «мертвенно-бледный, зеленоватый» [542]. Скорее всего, здесь описана зловещая планета Сатурн. Всадник на нем, имя которому Смерть — это, по-видимому, Скорпион. Попадание Сатурна в Скорпион в средние века считалось крайне зловещим признаком.

В синодальном переводе стоит «и дана ему власть». В греческом же тексте вместо «ему» поставлено «им», что еще лучше соответствует паре этих символов смерти [544], т.1, с.46-47, илл.27.

Между прочим, Н.А.Морозов не был первым, кто отождествил четырех знаменитых коней Апокалипсиса с планетами. Идея такого отождествления возникла давно, об этом говорил, например, Э.Ренан [725], с.353. Он считал, что: рыжий конь — Марс (это правильно), черный — Меркурий (тоже правильно), белый — Луна (это уже неправильно) и бледный — Юпитер (тоже неправильно).

Два последних отождествления Ренан никак не аргументировал. И они действительно, как мы видим, не соответствуют описанию Апокалипсиса. Впрочем, Ренан даже не пытался датировать Апокалипсис на основе этой астрономической информации.

## СОЛНЦЕ ПОКАЗАНО В ДЕВЕ, А ЛУНА — ПОД НОГАМИ ДЕВЫ.

Апокалипсис говорит: «И явилось НА НЕБЕ великое знамение: ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ; ПОД НОГАМИ ЕЕ ЛУНА, И НА ГЛАВЕ ЕЕ ВЕНЕЦ ИЗ ДВЕНАДЦАТИ ЗВЕЗД» (Ап. 12:1).

По-видимому, здесь перед нами — картина звездного неба в его обычном средневековом изображении. Названо Солнце в созвездии Девы. Отметим, что Дева — единственная женщина-созвездие на эклиптике. В ногах Девы названа Луна. Прямо над головою Девы, по направлению к зениту, расположено известное созвездие Волос Вероники — венец (венок) из двенадцати звезд. Замечательно, что на любой карте звездного неба вы можете увидеть в созвездии Волос Вероники известное шаровое скопление — «Диадему», то есть Венец. У него номер 5024/М53 в современной нумерации.

В Апокалипсисе говорится о венце из 12 звезд. Интересно, что стандартное обозначение для шаровых скоплений на звездных картах — это именно венец и именно из 12 звезд, расположенных по окружности. См., например, карты [293].

Итак, Солнце — в Деве, а Луна — в ногах Девы.

## ВЕНЕРА ПОКАЗАНА ВО ЛЬВЕ.

Далее в Апокалипсисе сказано: «КТО ПОБЕЖДАЕТ… ДАМ ЕМУ ЗВЕЗДУ УТРЕННЮЮ» (Ап.2:26, 2:28). Утренней звездой, как хорошо известно, в средние века называли Венеру. А из зодиакальных созвездий «самым побеждающим» является, конечно, созвездие Льва. То, что «побеждающим» здесь назван именно Лев, прямо следует и из Апокалипсиса: «Вот ЛЕВ от колена Иудина, корень Давидов, ПОБЕДИЛ, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Ап.5:5). Из текста Апокалипсиса ясно видно, что именно этот Лев и есть тот Побеждающий, который в конце концов победил.

Обновлено: 06.01.2019 — 22:26

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *