3. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ

А.Т.Фоменко
ЧИСЛА ПРОТИВ ЛЖИ

Глава 3.
Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО.
НОВАЯ ДАТИРОВКА АСТРОНОМИЧЕСКОГО ГОРОСКОПА, ОПИСАННОГО В АПОКАЛИПСИСЕ.

3. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.

## БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА И ТРОН.

В Апокалипсисе сказано: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и ОТ СЕМИ ДУХОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПЕРЕД (напротив — Авт.) ПРЕСТОЛОМ ЕГО» (Ап. 1:4).

Созвездие Большой Медведицы до сих пор называется во Франции Колесницей ДУШ. Его изображения в виде Колесницы Душ см., например, в средневековой книге Apiani [1013]. Этот старинный рисунок мы приводим ниже, рис.4.113. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

ПРЕСТОЛ или ТРОН — это известное созвездие, перед которым как раз и расположена Большая Медведица. См., например, фрагмент звездной карты на рис.3.73. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.. Кстати, в греческом тексте Апокалипсиса вместо синодального «престол» так и стоит «ТРОН» = тронос.

## МЕСТО ДЕЙСТВИЯ — ОСТРОВ ПАТМОС.

Апокалипсис говорит: «И от ПРЕСТОЛА исходили молнии и громы и гласы, и СЕМЬ СВЕТИЛЬНИКОВ огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; И ПЕРЕД ПРЕСТОЛОМ МОРЕ СТЕКЛЯННОЕ, ПОДОБНОЕ КРИСТАЛЛУ» (Ап. 4:5-6).

Итак, семь светильников, огненных лампад расположены перед Троном, на котором восседает Бог. «Стеклянное море, подобное кристаллу» — это, по-видимому, небо, на которое смотрит автор Апокалипсиса.

Апокалипсис говорит: «Я, Иоанн... был на острове, называемом Патмос» (Ап. 1:9).

Четко указано место наблюдения — остров Патмос в Средиземном море. Далее, на протяжении всего Апокалипсиса многократно подчеркивается, что звездное небо — основная арена описываемых событий.

## СОЗВЕЗДИЯ КАССИОПЕИ И ТРОНА В СРЕДНИЕ ВЕКА ИЗОБРАЖАЛИСЬ В ВИДЕ ХРИСТА НА ПРЕСТОЛЕ.

Апокалипсис говорит: «Я взглянул... И вот, ПРЕСТОЛ СТОЯЛ НА НЕБЕ, и на ПРЕСТОЛЕ БЫЛ СИДЯЩИЙ; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису» (Ап. 4:1-3).

Сидящего на Троне, то есть на Престоле, можно увидеть почти на каждой средневековой звездной карте. Например, в Zodiaque explique [544], т.1, с.81, илл.36, на звездных картах А.Дюрера [544], т.4, с.204, на карте Аль-Суфи [544], т.4, с.250, илл.49 и т.д. Мы приводим такие изображения на рис.3.83. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. и рис.3.93. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

На всех этих картах изображена Кассиопея, сидящая на Троне.

Фигура на Троне показана на многих звездных картах XVI века. Она находится среди Млечного Пути. В Апокалипсисе говорится, что вокруг престола идет радуга: «и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Ап. 4:3). Радуга — довольно точный образ для изогнутого дугой на ночном небе светящегося Млечного Пути.

Прямое сравнение «Сидящего на престоле» с драгоценным КАМНЕМ — «видом был подобен камню яспису» — усиливает впечатление, что образы Апокалипсиса взяты со звездного неба. Ведь именно для звезд сравнение со светящимся драгоценными камнями особенно понятно и естественно.

Отождествление созвездия Кассиопеи с Христом, о чем фактически говорит Апокалипсис, иногда явным образом изображалось на средневековых картах. Например, в книге Radinus'а [1361] показан Трон, а на нем распятая (!) «Кассиопея». Крестом служит спинка Трона, а руки Фигуры ПРИВЯЗАНЫ К ПОПЕРЕЧНОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ КРЕСТА. Но ведь это — очевидный вариант христианского распятия, рис.3.103. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Царская Фигура на Троне изображена и на египетских звездных картах [1162], [1077]. На рис.3.113. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. и рис.3.123. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. мы приводим египетские карты, из которых видно, что египетская символика удивительно близка к европейской. Значит, это была, в общем, одна и та же школа.

Итак, здесь в Апокалипсисе, по-видимому, описано созвездие Кассиопеи, которое в средние века действительно воспринималось как «звездный образ» Христа (Царя) на Престоле.

## МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.

Апокалипсис говорит: «И радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Ап. 4:3). Смарагд — голубовато-зеленый изумруд, а «радугу» вокруг созвездия Трона вы можете увидеть на любой средневековой звездной карте: созвездие Трона с Сидящим на нем всегда погружено в изогнутую светящуюся полосу Млечного Пути [1162], [1077], [1361].

## 24 ЗВЕЗДНЫХ ЧАСА И СОЗВЕЗДИЕ СЕВЕРНОГО ВЕНЦА.

Апокалипсис говорит: «И вокруг престола ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ престола; а на престолах видел я сидевших ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые ВЕНЦЫ» (Ап. 4:4).

В любом полном учебнике по астрономии вы прочитаете, что в древности небо разделялось на 24 крыловидные полосы, то есть на 24 меридиональных сектора, сходящихся у полюсов небесной сферы, см., например, [542], с.44 или [544], т.1, с.7, илл.6. Эти секторы называются также ЗВЕЗДНЫМИ ЧАСАМИ или ЧАСАМИ ПРЯМОГО ВОСХОЖДЕНИЯ звезд. 24 часа задают систему координат на небе, что хорошо видно на средневековом изображении небесного глобуса в книге Захария Борнмана, рис.3.133. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Итак, каждый «старец» Апокалипсиса — это, по-видимому, звездный час в экваториальной системе координат. То есть стандартное деление звездного неба в астрономии.

Белые одежды старцев — это просто белый цвет звезд на небе. А что такое Золотые Венцы? Здесь, по-видимому, описано созвездие СЕВЕРНОГО ВЕНЦА, расположенное недалеко от зенита, то есть как раз над головами всех 24 старцев-часов-секторов, рис.3.143. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

## ЛЕВ, ТЕЛЕЦ, СТРЕЛЕЦ И ПЕГАС.

Апокалипсис говорит: «И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Ап. 4:6).

Описано звездное небо, окружающее созвездие Трона, престола и усыпанное звездами, то есть «очами». Становится понятным и на первый взгляд странное выражение Апокалипсиса «посреди престола», то есть в самом созвездии Трона. Выражение относится к звездам, заполняющим, конечно, и сам престол, в виде фона, более мелкой звездной россыпи.

А что такое «четыре животных, исполненных очей»? Это и так уже ясно при первом взгляде на звездную карту. Более того, в следующем пункте Апокалипсиса четко сказано:

«И первое животное было подобно ЛЬВУ, и второе животное подобно ТЕЛЬЦУ, и третье животное ИМЕЛО ЛИЦЕ, КАК ЧЕЛОВЕК, и четвертое животное подобно ОРЛУ ЛЕТЯЩЕМУ» (Ап. 4:7).

Лев — это известное зодиакальное созвездие, где Солнце находится перед началом осени. См., например, средневековые карты Дюрера и Гринбергера [1162]. См. рис.3.53. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.рис.3.43. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.рис.3.153. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Телец — известное зодиакальное созвездие, где Солнце находится перед началом лета. См. все те же карты Дюрера, Гринбергера, рис.3.163. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Животное с лицом человека, то есть Кентавр, — это, очевидно, известное зодиакальное созвездие Стрельца, где Солнце — в начале зимы, рис.3.173. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Животное «подобное орлу летящему», это не Орел, хотя такое созвездие на небе есть, рис.3.183. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.. Скорее всего, это — знаменитый Пегас — животное с крыльями, завершающее указанный выше в Апокалипсисе ряд созвездий. В созвездии Пегаса Солнце оказывается перед началом весны, рис.3.193. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.. Формально Пегас является не зодиакальным, а экваториальным созвездием, однако Пегас почти касается эклиптики между зодиакальными Рыбами и Водолеем. Да и в греческом тексте Апокалипсиса здесь стоит слово, означающее, скорее, млекопитающее, чем птицу [542].

Итак, Апокалипсис четко перечислил четыре узловых созвездия вдоль эклиптики: зодиакальные созвездия Льва, Тельца, Стрельца и «почти зодиакального» Пегаса.

Выделение четырех известных созвездий в вершинах квадрата на эклиптике — это стандартный средневековый астрономический прием. По-видимому, аналогичные четыре созвездия (возможно, другие) поставлены в углах четырехугольного Зодиака на Фивском гороскопе Бругша. См. «Небесный календарь древних». Такие же четырехугольные Зодиаки изображались и в средневековой Индии [543], с.115.

Итак, четыре созвездия, отмечающие времена года, образуют квадрат или крест. А поскольку всех звездных секторов-крыльев, исходящих из полюса, ровно 24, то каждое из этих животных-созвездий имеет ровно по 6 крыльев-секторов прямого восхождения, то есть имеет вокруг себя 6 «крыльев». Другими словами, каждое созвездие-животное расположено в области, покрываемой на небесной сфере этими шестью секторами-крыльями.

Замечательно, что все это абсолютно точно описано в Апокалипсисе. Читаем: «И КАЖДОЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЖИВОТНЫХ ИМЕЛО ПО ШЕСТИ КРЫЛ ВОКРУГ, А ВНУТРИ ОНИ ИСПОЛНЕНЫ ОЧЕЙ» (Ап. 4:8). Здесь «очи» — это звезды. Кстати, в греческом тексте тут стоит «внутри и кругом» [542].

Животные, внутри и вокруг себя покрытые глазами, «очами», это, вероятно, созвездия. Ведь именно в таком виде они нарисованы на любой средневековой звездной карте. См., например, карты Дюрера на рис.3.23. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.рис.3.33. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ., а также карты из Альмагеста на рис.3.53. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. и рис.3.43. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

## СУТОЧНОЕ ВРАЩЕНИЕ СЕВЕРНОГО ВЕНЦА.

В северном умеренном поясе земного шара верхние части крыльев-секторов никогда не заходят, а нижние части, так сказать «колени» старцев-секторов, то опускаются под горизонт, то снова поднимаются над ним. Благодаря этому, каждый звездный час как бы поднимается со своих колен на восточной части горизонта, а затем опускается на колени на западной части. То есть, как бы преклоняясь перед центром своего вращения — северным полюсом неба и созвездием Трона около него.

И опять все это точно описано в Апокалипсисе. Действительно, Апокалипсис говорит: «тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков и полагают венцы свои пред престолом» (Ап. 4:10).

При ежесуточном вращении на широте Средиземного моря созвездие Северного Венца то поднимается наверх, в зенит, то опускается в северную часть горизонта. Имеется в виду местный зенит, на широте острова Патмос.

Мы не будем продолжать перечисление других созвездий и звезд, упомянутых в Апокалипсисе, поскольку картину уже ясна. См. также [542] и [544].

Итак, в АПОКАЛИПСИСЕ ЯВСТВЕННО ПРИСУТСТВУЕТ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА.

## ПЛАНЕТЫ-КОНИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АСТРОНОМИИ.

А теперь — самое важное для датировки. Быстрое движение планет — вот что в первую очередь обращало на себя внимание астрономов. Их видимое перемещение по небу неравномерно для наблюдателя. В частности, с точки зрения земного наблюдателя планеты иногда описывают петли на небосводе. Это объясняется простыми геометрическими соображениями. Мы приводим, например, такие петли для Сатурна и Юпитера на рис.3.203. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. и рис.3.213. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ., а также для Марса — на рис.3.223. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.. Планеты останавливаются, отступают назад, а затем как бы снова бросаются вперед. По-видимому, это и породило в древности их сопоставление с конями, скачущими по хрустальному небесному своду. Неудивительно, что астрономия и астрология использовали этот яркий образ.

На рис.3.233. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. приведены древние галльские монеты, на которых изображены ПЛАНЕТЫ-КОНИ. См. Astronomical Myths. John Blake, 1887. На одной из них — конь со всадником (буква S) перепрыгивает через урну созвездия Водолея. Это созвездие часто изображалось в виде урны или в виде человека с урной, выливающего из нее воду. См., например, средневековую книгу Альбумазара [1004]. На рис.3.23a3. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. показан сам трактат Альбумазара.

На второй монете изображена планета-конь, на спине которого — созвездие Рака. Конь перепрыгивает через созвездие Скорпиона, рис.3.233. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Эти старые монеты ясно указывают на обычай средневековых астрономов, — по крайней мере некоторых из них, — ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ ПЛАНЕТЫ С КОНЯМИ.

Дальнейшее развитие этой символики естественно привело к изображению планет в виде коней, запряженных в колесницы. Например, именно такое изображение Солнца, — включавшегося ранее в число семи планет, — широко использовалось в средние века.

Кони, везущие Солнце, представлены в астрологической книге Иоанна Тесниерио издания 1562 года [1440]. См. рис.3.243. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.. Кони, везущие Солнце в колеснице, изображены в астрологическом труде Леопольди якобы 1489 года [1247]. См. рис.3.253. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.. Кони, везущие Солнце, см. в книге Альбумазара [1004] издания 1515 года, рис.3.263. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. и рис.3.273. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Кони, везущие планету Марс в колеснице, показаны в книге Иоанна Тесниерио [1440] издания 1562 года, рис.3.243. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.. Марс снабжен здесь своим астрологическим знаком. Кони, везущие Марс в колеснице, изображены в книге Альбумазара [1004] издания 1515 года, рис.3.283. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Иногда коней изображали на самих колесницах, отождествляя, тем самым, колесницы с конями. Так, в книге Альбумазара [1004] показана колесница Юпитера, на огромных колесах которой нарисован скачущий Кентавр, рис.3.283. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Идея развивалась. Иногда кони везли целые созвездия. В книге Бахараха [1021] издания 1545 года кони везут созвездие Возничего. Подобный же рисунок имеется и в «Астрологии» Радинуса, рис.3.293. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Насколько большое значение астрономы придавали скачкам планет, видно из того, что для моментов остановки планет, — то есть между прямым и попятным движениями, — был придуман специальный символ — остановившаяся колесница. Например, к средневековой книге Альбумазара [1004] показаны остановившиеся колесницы всех планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, рис.3.263. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.рис.3.26a3. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. и рис.3.303. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Иногда в колесницу впрягались вместо коней какие-либо фантастические животные — грифоны, орлы и т.п. Например, с такими «конями» нарисованы планеты в средневековых книгах Альбумазара [1004] и Иоанна Тесниерио [1440], см. рис.3.243. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. и рис.3.313. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.. На рис.3.323. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ. показана старинная гравюра «Планета Меркурий». Меркурий едет на колеснице, запряженной двумя птицами.

Хорошо известно, что дни недели в некоторых языках сопоставлялись с планетами, — так называемая «планетная неделя». С другой стороны, дни недели часто изображались в виде коней. Когда планета-конь проходит между созвездиями или сквозь них, то созвездия как бы «седлают» его, превращаясь во всадников на конях.

Но вернемся к Апокалипсису.

## ЮПИТЕР ПОКАЗАН В СТРЕЛЬЦЕ.

Апокалипсис говорит: «Я взглянул, и вот, КОНЬ БЕЛЫЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ ЛУК, И ДАН БЫЛ ЕМУ ВЕНЕЦ; И ВЫШЕЛ ОН КАК ПОБЕДОНОСНЫЙ, И ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ» (Ап. 6:2).

По-видимому, здесь описана яркая планета-конь, на которой восседает всадник-созвездие с луком. Среди зодиакальных созвездий такое созвездие только одно. Это — Стрелец, рис.3.173. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Конь назван белым. В греческом тексте здесь стоит «ярко-белый», «блестящий» [542]. В сочетании с характеристикой «победоносный», — а также с тем, что этот конь выходит первым, — это означает, что здесь, скорее всего, описан Юпитер.

Другой ярко-белой планеты — Венеры — здесь быть не может, так как в Апокалипсисе (12:1) есть указание, что Солнце находится в Деве. Но тогда Венера, никогда не отходящая далеко от Солнца, никак не может оказаться в Стрельце.

Итак, мы получаем, что Юпитер указан в Стрельце.

## МАРС ПОКАЗАН ПОД ПЕРСЕЕМ В БЛИЗНЕЦАХ ИЛИ В ТЕЛЬЦЕ.

Апокалипсис говорит: «И вышел другой КОНЬ, РЫЖИЙ (в греческом тексте сказано так: „и ушел туда, по другую сторону, ОГНЕННО-КРАСНЫЙ КОНЬ“, см. [542] — Авт.); И СИДЯЩЕМУ НА НЕМ ДАНО ВЗЯТЬ МИР С ЗЕМЛИ, И ЧТОБЫ УБИВАЛИ ДРУГ ДРУГА; И ДАН ЕМУ БОЛЬШОЙ МЕЧ» (Ап.6:4).

Здесь описана рыжая, красная планета-конь. Такая планета одна — это Марс. Созвездие с мечом тоже одно — это Персей. Итак, Персей описан в Апокалипсисе как всадник на Марсе. Следовательно, Марс находится в зодиакальных Близнецах или в Тельце, над которыми и висит Персей. См. фрагмент средневековой звездной карты на рис.3.333. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.. Это — карта из Альмагеста Птолемея. Правда, Морозов здесь предлагал считать, что под созвездием Персея находится зодиакальное созвездие Овна [542]. Однако так будет лишь в том случае, если слово «под» понимать по отношению к эклиптике, то есть если проектировать Персея на эклиптику из полюса эклиптики. Но тогда получится, что Персей будет лежать над Марсом в неестественном положении — на спине. Как это хорошо видно на той же средневековой карте, рис.3.333. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ..

Скорее, тут речь идет о зодиакальных созвездиях, находящихся под ногами Персея. А это — или Телец или Близнецы. Персей как бы стоит на них. А на Овне лежит спиной, подняв ноги вверх. Кроме того, важно учесть положение местного горизонта наблюдателя. Ведь когда наблюдатель пишет, что Марс находится под Персеем, — то есть Персей был виден над Марсом, — то это, скорее всего, означает, что так они расположены по отношению к местному горизонту. Естественно искать такое астрономическое решение, при котором наблюдатель сможет увидеть Персея над Марсом и по отношению к местному горизонту. Например, где-нибудь в районе Средиземноморья.

Это понимал и сам Морозов. Поскольку при обсуждении одного из найденных им решений, а именно, — решения 1486 года н.э., — он не отмечает никаких несоответствий по Марсу. Хотя Марс находился в указанную им дату — 1 октября 1486 года — не в Овне, а именно в Близнецах.

Резюмируя, получаем, что нужно искать Марс либо в Близнецах, либо в Тельце.

## МЕРКУРИЙ ПОКАЗАН В ВЕСАХ.

Апокалипсис говорит: « Я взглянул, и вот, КОНЬ ВОРОНОЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ МЕРУ В РУКЕ СВОЕЙ (мера, то есть Весы — Авт.). И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс [хиникс, малая хлебная мера - комментарий синодального перевода] пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Ап. 6:5-6). В синодальном переводе здесь сказано «конь вороной», но в греческом тексте стоит «темный конь» [542]. По-видимому, это — Меркурий, самая слабо-светящаяся из всех первоначальных планет, каковыми в древности считались лишь Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Меркурий в полном смысле слова планета-невидимка. Кроме того, находясь близко от Солнца, Меркурий виден редко — солнечный свет обычно «гасит» его. Поэтому положение Меркурия в средние века часто определяли с ошибкой.

Динарий — римская монета. Елей — масло. В синодальном переводе сказано: «меру в руке своей». Согласно греческому тексту, он держит в руке коромысло, весы [542]. Весь стих 6 отчетливо говорит о торговле. Более того, приводятся даже цены на пшеницу и ячмень. Но ведь Меркурий как раз и считался покровителем торговли.

Итак, Меркурий указан в Весах.

## САТУРН ПОКАЗАН В СКОРПИОНЕ.

Апокалипсис говорит: <<Я взглянул, и вот, КОНЬ БЛЕДНЫЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, КОТОРОМУ ИМЯ «СМЕРТЬ»; И АД СЛЕДОВАЛ ЗА НИМ; И ДАНА ЕМУ ВЛАСТЬ НАД ЧЕТВЕРТОЮ ЧАСТЬЮ ЗЕМЛИ — УМЕРЩВЛЯТЬ МЕЧОМ И ГОЛОДОМ, И МОРОМ И ЗВЕРЯМИ ЗЕМНЫМИ>> (Ап. 6:8).

В синодальном переводе сказано «конь бледный», а в греческом тексте стоит «мертвенно-бледный, зеленоватый» [542]. Скорее всего, здесь описана зловещая планета Сатурн. Всадник на нем, имя которому Смерть — это, по-видимому, Скорпион. Попадание Сатурна в Скорпион в средние века считалось крайне зловещим признаком.

В синодальном переводе стоит «и дана ему власть». В греческом же тексте вместо «ему» поставлено «им», что еще лучше соответствует паре этих символов смерти [544], т.1, с.46-47, илл.27.

Между прочим, Н.А.Морозов не был первым, кто отождествил четырех знаменитых коней Апокалипсиса с планетами. Идея такого отождествления возникла давно, об этом говорил, например, Э.Ренан [725], с.353. Он считал, что: рыжий конь — Марс (это правильно), черный — Меркурий (тоже правильно), белый — Луна (это уже неправильно) и бледный — Юпитер (тоже неправильно).

Два последних отождествления Ренан никак не аргументировал. И они действительно, как мы видим, не соответствуют описанию Апокалипсиса. Впрочем, Ренан даже не пытался датировать Апокалипсис на основе этой астрономической информации.

## СОЛНЦЕ ПОКАЗАНО В ДЕВЕ, А ЛУНА — ПОД НОГАМИ ДЕВЫ.

Апокалипсис говорит: «И явилось НА НЕБЕ великое знамение: ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ; ПОД НОГАМИ ЕЕ ЛУНА, И НА ГЛАВЕ ЕЕ ВЕНЕЦ ИЗ ДВЕНАДЦАТИ ЗВЕЗД» (Ап. 12:1).

По-видимому, здесь перед нами — картина звездного неба в его обычном средневековом изображении. Названо Солнце в созвездии Девы. Отметим, что Дева — единственная женщина-созвездие на эклиптике. В ногах Девы названа Луна. Прямо над головою Девы, по направлению к зениту, расположено известное созвездие Волос Вероники — венец (венок) из двенадцати звезд. Замечательно, что на любой карте звездного неба вы можете увидеть в созвездии Волос Вероники известное шаровое скопление — «Диадему», то есть Венец. У него номер 5024/М53 в современной нумерации.

В Апокалипсисе говорится о венце из 12 звезд. Интересно, что стандартное обозначение для шаровых скоплений на звездных картах — это именно венец и именно из 12 звезд, расположенных по окружности. См., например, карты [293].

Итак, Солнце — в Деве, а Луна — в ногах Девы.

## ВЕНЕРА ПОКАЗАНА ВО ЛЬВЕ.

Далее в Апокалипсисе сказано: «КТО ПОБЕЖДАЕТ... ДАМ ЕМУ ЗВЕЗДУ УТРЕННЮЮ» (Ап.2:26, 2:28). Утренней звездой, как хорошо известно, в средние века называли Венеру. А из зодиакальных созвездий «самым побеждающим» является, конечно, созвездие Льва. То, что «побеждающим» здесь назван именно Лев, прямо следует и из Апокалипсиса: «Вот ЛЕВ от колена Иудина, корень Давидов, ПОБЕДИЛ, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Ап.5:5). Из текста Апокалипсиса ясно видно, что именно этот Лев и есть тот Побеждающий, который в конце концов победил.

  •  
    5
    Поделились
  • 3
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
Обновлено: 06.01.2019 — 22:26

4 комментария

Оставить комментарий
  1. This site was... how do I say it? Relevant!! Finally I have found something which helped me. Many thanks.

  2. You've made some decent points there. I checked on the net for additional information about the issue and found most individuals will go along with your views on this site.

  3. I just want to mention I am just very new to blogging and honestly loved this blog site. Very likely I’m planning to bookmark your site . You amazingly come with remarkable stories. Thanks a lot for sharing your web page.

  4. Leatha Grabenstein

    I love your blog... very nice colors & theme. Did you design this website yourself or did you hire someone to do it for you? Plz reply as I'm looking to create my own blog and would like to know where u got this from. thanks a lot

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.