Глава 2. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ДАТИРОВКИ
§5. ВКРАТЦЕ О НЕКОТОРЫХ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКАХ.
В этом разделе мы весьма кратко опишем результаты нашего исследования из книги «Небесный календарь древних».
- 5.1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
Старинные гороскопы ценны для хронологии. Гороскоп можно датировать на основе современной астрономической теории. Астрономических решений может быть несколько, но часто бывает только одно решение в пределах исторического интервала времени. Тогда получается точная дата гороскопа.
Идея использования астрономии для датировки старых документов была уже известна И.Скалигеру и другим хронологам XVI-XVIII веков. Поэтому фальсификаторы истории могли пользоваться (и пользовались) этой идеей. Поскольку письменные источники, как мы понимаем, отредактированы в XVII-XVIII веках, то астрономические сведения, содержащиеся в них, также могли быть фальсифицированы. Особенно если это не требовало существенных затрат времени и сил, как например в случае гороскопов, записанных в хрониках. В XVI-XVII веках астрономы уже хорошо знали периоды обращений планет и могли рассчитывать гороскопы на любую наперед заданную дату. В том числе и в далекое прошлое.
Поэтому имеет смысл опираться лишь на те гороскопы, которые с малой вероятностью могли быть рассчитаны в XVI-XVIII веках с целью фальсификации «древности». С этой точки зрения гороскоп, высеченный на потолке старинного храма, надежнее, чем гороскоп, включенный в некий «древний» манускрипт. Высечь подробное барельефное изображение в камне — довольно трудно. Кроме того, постройка храма — общественно-значимое деяние, в которое вовлечено много людей. А вот написать на листке бумаги — в каком созвездии были планеты в такую-то «древнюю дату», труда не составляет. Это — чисто кабинетная деятельность. Именно ею и занимались фальсификаторы. Одно дело — исправить при редактировании гороскоп на странице манускрипта, а совсем другое дело — переделать гороскоп на потолке храма. Первое сделать легко, а второе — трудно или даже невозможно.
Поэтому с точки зрения независимого датирования, гороскопы письменных источников не представляют особого интереса. В частности, это относится к «древне»-греческим гороскопам, собранным в известной книге: Neugebauer O., Van Hoesen H.B. «Greek Horoscopes» [1290].
[sbscrbr_form]
- 5.2. ЗОДИАКИ В ДЕНДЕРАХ.
В Дендерском храме в Египте обнаружены изображения, называемые сегодня Круглым и Длинным Зодиаками. Попытки астрономов XIX-XX веков найти «в древности» подходящее решение гороскопов, изображенных на Зодиаках, не увенчалась успехом. Этим безуспешно занимались такие известные ученые, как Лаплас, Фурье, Летрон, Био, Хельм. В итоге, поиски астрономического решения прекратили. Сегодня, на основании скалигеровской хронологии сам храм и гороскопы в нем датируют 30 годом до н.э. и 14-37 годами н.э. [1453], No.4, с.64. Однако эта датировка не выдерживает критики. Оказывается, точные астрономические решения все-таки есть. См. «Небесный календарь древних».
Дендеры — городок в Египте, к северу от Фив, у берега Нила. Рядом — развалины древнего города Тентериса с остатками великолепного храма. Приведем некоторые из уникальных старинных рисунков, сделанных французскими художниками Наполеона во время его египетской экспедиции в конце XVIII века. Художники шли вслед за боевыми частями Наполеона, которые в тяжелых боях завоевывали Египет. Эти ценные рисунки-свидетельства являются важными документами, поскольку показывают состояние египетских памятников на конец XVIII века. То есть буквально в тот момент, когда через эти места только что, с боями, прошли войска и артиллерия Наполеона. Это как бы «фотографии» Египта рубежа XVIII-XIX веков. Конечно, перед нами — не настоящие фотографии, но, скорее всего, художники Наполеона воспроизводили увиденное ими очень тщательно.
На рис.2.11 мы видим полуразрушенную арку, за которой открывается вид на северный, главный вход в Дендерский храм. Все сооружения сильно разрушены.
Рис.2.11. Старинный рисунок, на котором мы видим полуразрушенную арку, а за ней — Большой Дендерский храм. Вид со стороны его главного, северного входа. Рисунок сделан французскими художниками, сопровождавшими войска Наполеона во время его вторжения в Египет. Взято из [1100], A. vol.IV, PL.4.
Для сравнения, на рис.2.12 приведена «реконструкция» храма, выполненная художниками Наполеона. Мы видим их представление о том, как храм выглядел до разрушения.
Рис.2.12. Реконструкция Дендерского храма, выполненная французскими художниками конца XVIII — начала XIX века. Здесь показана лишь правая часть «реконструируемого» фасада. В целом реконструкция, по-видимому, добросовестная. Однако на «реконструкции» лица статуй-колонн изображены существенно по-другому, чем на оригинальном рисунке [1100], A. vol.IV. Подлинные, скуластые каменные лица с отколотыми носами выглядят совсем не так, как их стали изображать художники, «реставрируя» египетскую историю. Зачем они нарисовали «правильные греко-римские» лица вместо подлинных скуластых? Взято из [1100], A. vol.IV, PL.29.
На рис.2.13 и рис.2.14 показан вид Большого Дендерского храма сзади. Таким его увидели художники Наполеона, когда бои прокатились дальше, и тыловые части Наполеона смогли войти в Дендеры. Очевидно, что такие разрушения храм претерпел не от «всесильного времени». Здесь прошел настоящий погром. Скорее всего, сооружения пострадали от артиллерийских орудий, либо же их просто взрывали порохом саперы.
Рис.2.13. Вид Большого Дендерского храма сзади. Картина полного разгрома. Скорее всего, тут поработала артиллерия или бочки с порохом, заложенные под основания зданий. Взято из [1100], A. vol.IV, PL.3.
Рис.2.14. Вид Большого Дендерского храма сзади. Не следует думать, что все разрушения сделаны французами. Возможно, это следы османского=атаманского завоевания XV-XVI веков, когда войска Моисея, вышедшие из Руси-Орды, или Израилевы колена=колонны Иисуса Навина, пришедшие из Османии = Атамании, повторно брали «свой же Египет», очищая его от вспыхнувших тут эпидемий, см. «Библейская Русь», гл.4-5. С тех пор развалины основательно занесло песками из близких египетских пустынь. Впрочем, пески могло нанести и всего лишь за несколько десятков лет, или даже в эпоху Наполеона. Ведь сильные ветры Египта несут песок почти беспрерывно. Взято из [1100], A. vol.IV, PL.3.
На рис.2.15, рис.2.16 и рис.2.17 приведены современные фотографии Дендерского храма.
Рис.2.15. Современное состояние Дендерского храма. Невысокая стена вокруг храма аккуратно выложена из больших блоков. Взято из [1062], с.10.
Рис.2.16. Современное состояние Дендерского храма. Взято из [1062], с.63.
Рис.2.17. Вид Дендерского храма и его окрестностей с птичьего полета. Вероятно, храм и окружавшие его постройки возведены как христианский монастырь. Видна высокая стена, окружающая большую территорию вокруг храма. Взято из [1062], с.64.
Обратите внимание на прекрасно выложенную стену вокруг храма, рис.2.15.
Рис.2.15. Современное состояние Дендерского храма. Невысокая стена вокруг храма аккуратно выложена из больших блоков. Взято из [1062], с.10.
Хорошо видны специальные упоры-быки, сделанные для прочности фундамента у одного из зданий, стоявших когда-то перед храмом. Здание разрушено, рис.2.16. Качество каменной кладки и продуманные инженерные решения указывают на высокий уровень «древних» строителей храма.
Рис.2.16. Современное состояние Дендерского храма. Взято из [1062], с.63.
На рис.2.17 показан вид Дендерского храма с птичьего полета. Видны его окрестности, в частности, высокая стена, окружающая большую территорию с остатками каких-то построек вокруг храма. Возникает ощущение, что весь комплекс был возведен как христианский монастырь. Может быть, довольно поздний. Рис.2.17. Вид Дендерского храма и его окрестностей с птичьего полета. Вероятно, храм и окружавшие его постройки возведены как христианский монастырь. Видна высокая стена, окружающая большую территорию вокруг храма. Взято из [1062], с.64.
На потолке Большого Дендерского храма сохранились скульптурные композиции — так называемые Круглый и Длинный Зодиаки. Круглый и Длинный Зодиаки — это каменные барельефные изображения. Размер Круглого Зодиака составляет примерно 2,5 на 2,5 метра [1177], т.1, с.121. На рис.2.18 дана прорисовка Круглого Зодиака, выполненная художниками Наполеона. Опубликована в фундаментальном труде «Описание Египта» [1100], составленном археологами и художниками, сопровождавшими войска Наполеона в Египте. Труд [1100] опубликован по личному указанию Наполеона, о чем прямо сказано в заглавии книги: Publie’e sous les ordes de Napole’on de Bonaparte.
Рис.2.18. Прорисовка Круглого Зодиака, сделанная художниками египетской экспедиции Наполеона. Взято из [1100], A.vol.IV, PL.21. Левый лист.
На рис.2.18а — фотография Круглого Зодиака, сделанная в 2006 году в Лувре, где он сейчас хранится.
Рис.2.18a. Современное состояние Круглого Зодиака. Лувр, Париж. Фотография сделана в 2006 году Г.В.Носовским.
На рис.2.18b и рис.2.18с показаны фрагменты Круглого Зодиака.
Рис.2.18b. Фрагмент Круглого Зодиака. Лувр. Фотография 2006 года.
Рис.2.18c. Фрагмент Круглого Зодиака. Лувр. Фотография 2006 года.
На обоих Зодиаках — Круглом и Длинном — в виде различных человеческих фигур изображены планеты, расположенные в созвездиях Зодиака. Таким образом, перед нами — два гороскопа, которые могут быть датированы астрономически.
Это уникальное событие — гороскопы в древнем храме — вызвало огромный интерес среди астрономов. Однако, как мы уже сказали, исследования показали, что от глубокого прошлого вплоть до III века н.э. планеты не образовывали на небе конфигурацию, изображенную на Дендерских Зодиаках. Тогда астрономы заявили, что барельефы изображают чистую фантазию, не связанную с реальным небом. Дальнейшие попытки астрономически датировать Зодиаки прекратились. Никто из астрономов, не сомневаясь в правильности скалигеровской хронологии Египта, не продолжил вычисления вверх, за III век н.э.
Попытки более детальной расшифровки Круглого Зодиака начались давно (Бругш, Морозов, Тураев). Зодиакальные созвездия прекрасно изображены. Причем, они мало отличается от тех, которые приведены, например, на астрономических картах Байера и даже в трактатах по астрономии в XVIII-XIX веках. А вот отождествление планет оказалось не столь простой задачей.
Н.А.Морозов предложил частичную расшифровку Круглого Зодиака [544], т.6, и попытался датировать его. Мысль Морозова проста, но революционна. Если нужного сочетания планет не было ранее III века н.э., следовательно нужно продолжить вычисления на эпохи, более близкие к нам. Морозов провел вычисления от III века н.э. вплоть до XIII века н.э. [544], т.6, с.662, 667. Он нашел только одно астрономическое решение для своей расшифровки: 15 марта 568 года н.э.
В 1992 году, новая попытка датирования Круглого Зодиака была предпринята московскими физиками Н.С.Келлиным и Д.В.Денисенко [376]. См. также [МЕТ2]:1 и [МЕТ1]:6, с.315-329. Они получили дату: 22 марта (старого стиля) 1422 года н.э.
В 1999 году, новая частичная дешифровка и датирование Круглого Зодиака заново и на основе других идей осуществлены Т.Н.Фоменко [МЕТ3]:3. Ее результат: либо 15 марта 568 года, либо 22 марта 1422 года [МЕТ3]:3.
Окончательный ответ, полученный Г.В.Носовским и А.Т.Фоменко в 2001 году, сформулирован чуть ниже.
При отождествлении фигур Круглого и Длинного Зодиаков с принятыми сегодня астрономическими символами, в книге [МЕТ1]:6 использован следующий метод. Фигуры на Дендерских Зодиаках, сравнивались с изображениями созвездий и планет, известными сегодня по средневековым звездным атласам. Оказалось, что на обоих Дендерских Зодиаках использована практически та же символика.
Планеты представлены на Дендерских Зодиаках человеческими фигурами — путниками с посохами. Практически так же изображались планеты и в некоторых европейских астрономических книгах. На рис.2.19 приведен зодиак из французской астрологической рукописи [1046]. Планеты показаны путниками, движущимися по небу.
Рис.2.19. Зодиак и планеты. Из средневековой французской астрономической рукописи. Планеты показаны человеческими фигурами. Например, рядом с фигурой воина со щитом и мечом написано: Марс. Как мы видим, очень схожая символика — путники с посохами — использована и для обозначения планет на «древне»-египетском Круглом Зодиаке. Взято из [643:2], с.199, илл.5. См. также [1046], илл.80.
Например, Марс — идущий воин со щитом и мечом в поднятой руке, рис.2.20.
Рис.2.20. Фрагмент с изображением планеты Марс в виде воина. Взято из [643:2], с.199, илл.5. См. также [1046], илл.80.
Рядом с фигурой подписано: Марс. Ранее считалось, что планет — семь, рис.2.20а. Солнце и Луну причисляли к планетам.
Рис.2.20a. В древней астрономии было семь планет (таковыми считали Солнце и Луну). Взято из [768:2], с.174.
В некоторых случаях отождествление изображений с планетами не вызывает затруднений. Например, средневековые изображения планеты Юпитер часто подчеркивали то обстоятельство, что Юпитер — это Бог Громовержец. Верховный бог римской мифологии. Символ Юпитера — царская корона. Одно из таких изображений планеты Юпитер см. на рис.2.21. В его руке молния, на голове — корона, рядом с молнией — знак Юпитера.
Рис.2.21. Изображение планеты Юпитер. Бог Громовержец держит в руке молнию, на голове — царская корона. Колесница Юпитера катится по зодиакальным созвездиям. Взято из: Ioanne Tesnierio [1440]. 1562 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с.71.
Другое подобное изображение Юпитера см. на рис.2.22.
Рис.2.22. Изображение планеты Юпитер из книги: Albumasar, «De’ Astru’ Scie’ncia», 1515 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.241, илл.121-123.
Средневековые изображения планеты Сатурн часто представляли Сатурна в виде бога смерти (в римской мифологии). Стандартное астрологическое изображение Сатурна — человек с косой смерти в руках [543], с.181,241,157. Средневековый астрономический знак Сатурна — серп и коса. В известной книге Леопольда якобы 1489 года [1247] изображена коса и рядом надпись «Сатурн», рис.2.23.
Рис.2.23. Изображение планеты Сатурн с косой смерти в руках. Косу могли ассоциировать с османским полумесяцем. Взято из: Leupoldus de Austria [1247]. 1489 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.181, илл.92.
В книге Тесниерио 1562 года, планета Сатурн с косой пожирает ребенка [1440]. Причем, коса или серп иногда изображаются над головой Сатурна и явно напоминают османский полумесяц или «рога», рис.2.24. Может быть, в некоторых странах средневековой Западной Европы страх-уважение перед османами=атаманами нашел свое выражение, в частности, в том, что османский полумесяц стал восприниматься как карающий символ наказания.
Рис.2.24. Изображение планеты Сатурн с косой над головой. Коса имеет вид османского полумесяца. Взято из: Albumasar, «De’ Astru’ Scie’ncia», 1515 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.241, илл.123.
Тождество египетского бога Анубиса с римским Сатурном описано, например, в работах египтолога Г.Бругша [99] и исследователя религий Дж.Фрезера [918], [919]. Египетского Анубиса, бога смерти, чаще всего изображали с длинными, острыми, слегка изогнутыми ушами шакала, рис.2.25 и рис.2.26. Не исключено, что османский полумесяц иногда сравнивали с длинными острыми шакальими ушами. В книге Тесниерио [1440] колесницу Сатурна тащат грифон и аспид — чудовища смерти.
Рис.2.25. «Древне»-египетское изображение бога смерти Анубиса с головой шакала и острыми ушами, похожими на османский полумесяц, «рога». Историки религии комментируют рисунок так: «Мумия Озириса, приготовленная к погребению Анубисом». Взято из [1415], с.100. См. также [966], т.1, с.128.
Рис.2.26. Изображение Анубиса из «древне»-египетской «Книги Мертвых». Острые уши на шакальей голове Анубиса нарисованы так, что напоминают османский полумесяц, «рога». Взято из [1448], plate 3.
Вот, например, как изображена планета Сатурн на Круглом Зодиаке. Сзади созвездия Девы и под ним мы видим две мужские фигуры с полумесяцем на голове. Одна — с посохом, другая — с большой косой. Больше ни у какой фигуры на Круглом Зодиаке, включая и созвездия, — в руках нет смертоносной косы.
Созвездие Девы изображено здесь совершенно так же, как и на средневековых астрономических картах — как женщина с колосом в руке, рис.2.27. Напомним, что в этом созвездии имеется известная звезда Колос Девы = Спика.
Рис.2.27. Созвездие Девы. Из астрономической книги Бахараха. Дева держит в руке пучок колосьев. Рядом изображена звезда, которая так и называется — Колос Девы. Взято из [1021]. См. также [543], с.81, илл.44.
У фигуры Сатурна — голова шакала. Известны многочисленные египетские изображения Анубиса, бога мертвых, провожающего людей в подземное царство, рис.2.28, рис.2.29, рис.2.30, рис.2.31.
Рис.2.28. Из «древне»-египетской «Книги Мертвых». Бог Анубис взвешивает на весах хорошие и дурные дела людские. Это явно христианский сюжет, весьма популярный в средние века. Взято из [1448], plate 3. См. также фотографию на задней обложке книги [1448].
Рис.2.29. Другое «древне»-египетское изображение из «Книги Мертвых» того же самого христианского сюжета — взвешивания Анубисом на весах во время Страшного Суда хороших и дурных дел людей. Взято из [1448], plate 31.
Рис.2.30. «Древне»-египетское изображение христианского Страшного Суда, описанного в библейском Апокалипсисе. Христос судит людей. Перед ним стоит писец со свитком. Далее — Анубис, взвешивающий на весах дела людей. Этот явно христианский барельеф находится в египетском The`bes, Memnonium. Взято из [1100], A. Vol.II, PL.35.
Рис.2.31. Христианский Страшный Суд, изображенный на «древне»-египетском папирусе. Христос судит людей, а бог Анубис взвешивает их дела на весах. Подобные рисунки появились в христианскую эпоху, после написания Апокалипсиса, а вовсе не в «глубочайшей древности». Взято из [1100], A.Vol.II, PL.67.
Между прочим, «древне»-египетские изображения на рис.2.30 и рис.2.31, очевидно, представляют Страшный Суд, хорошо известный в христианстве. Один из популярных сюжетов христианской живописи. Мы видим Христа, восседающего на троне и вершащего суд. Писец перед ним зачитывает свиток или Книгу Судеб, где перечислены дела умерших. В это время бог Анубис взвешивает на весах хорошие и дурные дела, после чего решается — куда направить человека, в рай или в ад. Это — явная иллюстрация к христианскому Апокалипсису. Так что все подобные «древне»-египетские изображения сделаны уже в христианскую эпоху. То есть, согласно новой хронологии, не ранее XII века н.э.
Рис.2.30. «Древне»-египетское изображение христианского Страшного Суда, описанного в библейском Апокалипсисе. Христос судит людей. Перед ним стоит писец со свитком. Далее — Анубис, взвешивающий на весах дела людей. Этот явно христианский барельеф находится в египетском The`bes, Memnonium. Взято из [1100], A. Vol.II, PL.35.
Рис.2.31. Христианский Страшный Суд, изображенный на «древне»-египетском папирусе. Христос судит людей, а бог Анубис взвешивает их дела на весах. Подобные рисунки появились в христианскую эпоху, после написания Апокалипсиса, а вовсе не в «глубочайшей древности». Взято из [1100], A.Vol.II, PL.67.
Далее, средневековые изображения планеты Венеры подчеркивали, что Венера — единственная женщина среди планет, не считая, конечно, Луны и Солнца. На астрономических картах Венера практически всегда изображается женщиной. Средневековые символы планеты Венеры см. на рис.32 и рис.2.33. Первый рисунок — фрагмент из французской астрономической рукописи, рис.2.19. На рис.2.33 показана миниатюра «Планета Венера». Здесь Венера также представлена женщиной, причем над ее головой написано Venus, рис.2.34. Венера никогда не уходит далеко от Солнца, как и Меркурий.
Рис.2.32. Планета Венера. Фрагмент астрономической французской миниатюры, представленной выше на рис.2.19. Планета Венера показана в виде идущей женщины, над головой которой написано Venus. Взято из [643:2], с.199, илл.5. См. также [1046], илл.80.
Рис.2.33. Миниатюра «Планета Венера», из книги «Livre des eche’s amoureux». Планета Венера изображена женщиной. Над ее головой написано Venus. Взято из [1046], илл.71.
Рис.2.34. Фрагмент предыдущего рисунка с изображением планеты Венера. Взято из [1046], илл.71.
Астрономический знак Солнца в средневековых книгах — это большой диск с точкой в центре диска. См., например, средневековые книги Тесниерио [1440], ри.2.35, и Альбумазара [1004].
Рис.2.35. Изображение Солнца из книги Тесниерио 1562 года. Знак Солнца — диск с точкой внутри — показан рядом с жезлом в руке Солнца. Взято из [1440]. См. также [543], с.71, илл.31.
Обычный астрономический знак Луны — узкий серп, полумесяц, рис.2.36.
Рис.2.36. Средневековое изображение Луны. Ее астрономический знак — полумесяц. Из книги Тесниерио 1562 года [1440]. Любопытно, что полумесяц изображен и на голове женщины-Луны, но уже в виде двух «рогов». Точно так же на рисунках в старинных Библиях часто представляли Моисея — с «рогами» на голове. Средневековые художники донесли до нас традицию изображать полумесяц на голове Моисея. Взято из [1440]. См. также [543], с.71, илл.32.
Как изображали Солнце и Луну «древние» египтяне? На Круглом Зодиаке, прямо над созвездием Рыб изображен диск, внутри которого — нарисован глаз. В созвездии Овна самая яркая звезда называется «Глаз», а потому диск с глазом внутри мог указывать на местонахождение Солнца или Луны в созвездии Овна. Аналогичные египетские символы см. на рис.2.37,рис.2.38, рис.2.39.
Рис.2.37. Фрагмент барельефа на потолке Большого Дендерского храма. Два диска изображают одно и то же небесное божество, которому поклоняются окружающие фигуры. Первый диск с глазом вписан в полумесяц. Это — символы Луны или Солнца рядом со звездой «Глаз» в созвездии Овна. Рисунок художников Наполеона. Взято из [1100], A.Vol.IV, PL.19.
Рис.2.38. Фрагмент барельефа в Дендерском храме с изображением лунного или солнечного диска, вписанного в полумесяц. Взято из [1100], A.Vol.IV, PL.19.
Рис.2.39. Фрагмент барельефа у входа в Дендерский храм. Лунный или солнечный диск. Взято из [1100], A.Vol.IV, PL.19.
Наше отождествление «диска с глазом» с Луной или Солнцем совпадает с тем, которое предлагают и скалигеровские египтологи. По их мнению, бог Озирис имел двойное имя Озирис-Луна, причем одним из его символов как раз и был «петушиный диск» [1062], с.22, 68,69. См. рис.2.40 и рис.2.41.
Рис.2.40. «Древне»-египетский Озирис-Луна (или Солнце) и его символ — диск с глазом. Взято из [1062], с.22.
Рис.2.41. «Древне»-египетский Озирис-Луна (или Солнце) и его символ — диск с глазом. Взято из [1062], с.69.
Однако, в то же время следует иметь в виду, что Озирис считался также и символом Солнца. Тот факт, что символы Солнца и Луны могли иногда подменять друг друга, хорошо виден из старинной миниатюры, представленной на рис.2.42. Комментаторы отмечают: «Борьба Солнца и Луны… Однако эмблемы на щитах показывают, что каждый из участников содержит в себе частичку противника» [643:2], с.202.
Рис.2.42. Борьба Солнца и Луны. Однако на щите Солнца мы видим полумесяцы — символы Луны, а на щите Луны — изображение Солнца. Миниатюра якобы конца XIV века. Таким образом, в средневековой астрономии символы Луны и Солнца могли иногда путаться. Взято из [643:2], с.202, илл.2.
Окончательно отождествить изображение того или иного диска на египетском Зодиаке с Луной или с Солнцем можно лишь после перебора всех возможных вариантов и астрономических расчетов. Что мы и делаем в книге «Небесный календарь древних».
Средневековые изображения планеты Меркурий опирались на то, что Меркурий-Гермес и его двойник Янус считались богами торговли, покровителями договоров. Янус — «древне»-римский двуликий бог [533], т.2, с.684. У него два лица, направленные в разные стороны, рис.2.43 и рис.2.44.
Рис.2.43. Старинное изображение «древне»-римского двуликого бога Януса. Летний Сад, Санкт-Петербург. Взято из Интернета. См. также [966], т.2, с.339.
Рис.2.44. «Янус, римский бог, наблюдающий за дверьми и воротами и присматривающий за ними снаружи и изнутри» [1425], с.3. Ватикан, Рим. Взято из Интернета.
Планета Меркурий всегда находится рядом с Солнцем, и «выглядывает» то с одной, то с другой стороны. В книге Тесниерио [1440] в руках планеты Меркурий мы видим его известный жезл, похожий на трезубец, см. рис.2.45.
Рис.2.45. Планета Меркурий с жезлом. Из астрономической книги Тесниерио 1562 года [1440]. Взято из [543], с.71, илл.33.
Другое изображение Меркурия, якобы XVI века, см. на рис.2.46.
Рис.2.46. Меркурий с жезлом в виде греческой буквы «пси». Скульптура Джамболоньи, якобы 1564 год. Музей города Болоньи. Бронза. На самом деле скульптура изготовлена, скорее всего, не ранее XVII-XVIII веков. Великолепная отделка, практически современный стиль. Взято из [315:1], с.236. См. также [533], т.2, с.140.
Не следует думать, что мы непременно сталкиваемся на египетских зодиаках с зафиксированным реальным астрономическим наблюдением. В средние века те или иные памятные даты, по-видимому, иногда записывали в виде гороскопов-картин, то есть в виде дат «небесного календаря». Возводя, например, в XVI-XVIII веках, юбилейный храм в честь какого-то древнего события, вполне могли воспользоваться старинными астрономическими записями. Или рассчитать назад, в прошлое, расположение планет по зодиаку на нужную «древнюю дату», а затем изобразить ее на потолке храма.
Скажем теперь о датировках гороскопа Длинного Дендерского Зодиака. Н.А.Морозов, опираясь на свою частичную расшифровку, предложил решение: 6 апреля 540 года н.э. [544], т.6. Н.С.Келлин и Д.В.Денисенко углубили анализ и предложили другое решение: 14 апреля 1394 года. Еще более детальная, но также частичная, расшифровка Длинного Зодиака и его датировка, выполненные Т.Н.Фоменко, дали следующий результат: 7-8 апреля 1727 года [МЕТ3]:3.
Окончательный ответ, полученный Г.В.Носовским и А.Т.Фоменко в 2001 году, будет сформулирован чуть ниже.
- 5.3. ГОРОСКОПЫ БРУГША И ФЛИНДЕРСА ПЕТРИ.
В 1857 году известный египтолог Генри Бругш обнаружил в Египте прекрасно сохранившийся «древне»-египетский деревянный гроб, рис.2.47. В нем была «древне»-египетская мумия [1054]. На внутренней крышке гроба изображено звездное небо с планетами в созвездиях, то есть гороскоп, см. детали в «Небесный календарь древних».
Рис.2.47. «Древне»-египетский деревянный саркофаг, найденный Г.Бругшем в Фивах в 1857 году. Относится якобы к 93 году н.э. Взято из: Henri Brugsch. Recueil de Monuments e’gyptiens, dessine’s sur lieux. 1862. См. также [543], с.297, илл.148.
Весь ритуал захоронения и особенно демотическое письмо несомненно указывали, по мнению скалигеровских хронологов, на глубокую древность замечательной находки. Сам Бругш датировал ее не ранее I века н.э. [1054]. Демотические надписи расположены рядом с фигурами некоторых созвездий и называют планеты, расположенные в них.
Все исследователи гороскопа, завороженные предполагаемой древностью демотического письма (впервые расшифрованного в 1802 году Акербледом за 20 лет до расшифровки иероглифического письма Шампольоном), датировали памятник примерно началом н.э. Затем начались попытки астрономов обнаружить нарисованный гороскоп именно в эту историческую эпоху, отвечающую скалигеровской хронологии Египта. Безрезультатно! Как и в случае с Дендерскими Зодиаками, древнее звездное небо, — от древности до первых веков н.э., — ни разу не было таким, каким изображено на крышке саркофага.
Немного дальше, чем другие астрономы, продвинулся вверх по оси времени астроном М.А.Вильев. Но и он не достиг успеха, поскольку не стал подниматься выше первых веков н.э. Интересно, что, несмотря на настойчивые предложения Морозова, Вильев категорически отказался продолжать вычисления дальше, на эпоху средних веков, как безусловно противоречащие скалигеровской хронологии. В которой М.А.Вильев не сомневался [544], т.6. Тогда Н.А.Морозов сам взялся за расшифровку, вычисления и двинулся вверх по оси времени [544], т.6, с.694-728. Опираясь на свою частичную дешифровку Зодиака Бругша, Н.А.Морозов обнаружил астрономическое решение: 17 ноября 1682 года.
Окончательный ответ, полученный Г.В.Носовским и А.Т.Фоменко в 2001 году, будет сформулирован чуть ниже.
В 1901 году известный египтолог В.М.Флиндерс Петри обнаружил в Верхнем Египте, близ Сохага, искусственную пещеру для «древне»-египетского погребения. Ее стены были покрыты древней живописью и надписями, а на потолке — два цветных гороскопа. См. подробности в «Небесный календарь древних».
В 1919 году академик Б.А.Тураев предложил Н.А.Морозову астрономически датировать гороскопы. Их предварительный анализ и дешифровка уже были выполнены Е.Б.Кнобелем в Англии [1224]. Е.Б.Кнобель же произвел первоначальную датировку гороскопов и получил даты: 20 мая 52 года н.э. и 20 января 59 года н.э.
Однако, Е.Б.Кнобель сам отметил, что во втором гороскопе его сильно смущает положение Меркурия. Предложенное решение удовлетворялось лишь с натяжкой. А по поводу первого гороскопа он вообще выдвинул гипотезу, что положения планет реально не наблюдались художником-астрономом, а были вычислены. Дело в том, что 20 января 59 года н.э. планеты находились довольно далеко от указанных на рисунке положений [1224]. Кроме Меркурия, Е.Б.Кнобеля смущало также положение Венеры на первом гороскопе.
Поэтому Е.Б.Кнобель перебрал еще несколько вариантов «в древности», куда египтологи априори относили эту находку. Однако все попытки Е.Б.Кнобеля улучшить астрономическое решение кончились безрезультатно. Оказалось, что все другие варианты еще хуже.
Более того, при проверке М.А.Вильевым вычислений Е.Б.Кнобеля обнаружилось, что тот сделал существенные натяжки также и для Марса с Сатурном. Это обстоятельство вообще поставило под вопрос обе даты Е.Б.Кнобеля: 52 год н.э. и 59 год н.э.
Тогда М.А.Вильев предпринял новые вычисления и предложил решение: 186 год до н.э. и 179 год до н.э. Однако, как вскоре выяснилось, неосознанное (или осознанное) желание М.А.Вильева во что бы то ни стало «уложить» решение в априорный исторический интервал, уже ранее отведенный историками для «Древнего» Египта, подтолкнуло и его к неправомерным натяжкам. В [544], т.6, с.733-736 указаны все недостатки этого «решения». Вот к чему приводит желание во что бы то ни стало спасти скалигеровскую хронологию.
Тогда М.А.Вильев предположил, что лучше будут подходить даты: 349 и 355 годы н.э. Но после тщательных повторных проверок оказалось, что эта пара еще хуже.
За дело взялся Н.А.Морозов. Но и он не смог найти точного астрономического решения. Это уже начинало выглядеть чрезвычайно странно. Характер рисунка отчетливо показывал, что древний художник не фантазировал и прекрасно понимал — что’ он рисует.
Тогда у Морозова зародилось подозрение, что допущена ошибка в дешифровке гороскопа. Он проанализировал изображение и предложил другую расшифровку. Оказалось, что при новом прочтении гороскопа (однако все еще частичном) астрономическое решение задачи нашлось. Это 6 мая 1049 года н.э. для верхнего гороскопа и 9 февраля 1065 года н.э. для нижнего гороскопа. Но и это оказалось ошибкой.
Окончательный ответ, полученный Г.В.Носовским и А.Т.Фоменко в 2001 году, сформулирован ниже.
- 5.4. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ДАТИРОВКИ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ НА ОСНОВЕ ИХ ПОЛНЫХ РАСШИФРОВОК, ПОЛУЧЕННЫХ А.Т.ФОМЕНКО И Г.В.НОСОВСКИМ В 2001 ГОДУ.
Предыдущие расшифровки «древне»-египетских Зодиаков, — в первую очередь, Н.А.Морозова, Н.С.Келлина, Д.В.Денисенко и Т.Н.Фоменко, — были частичными, то есть удавалось астрономически отождествить многие, но не все изображения на Зодиаках. Трудность вполне понятна — требовалось перебрать гигантское число вариантов дешифровок, что невозможно сделать вручную. Полученная нами в 2001 году расшифровка впервые является полной, то есть с исчерпывающим компьютерным перебором всех возможных вариантов астрономического прочтения всех неоднозначно трактуемых символов на Зодиаках. При этом обнаружилась единственная полная расшифровка, во-первых, учитывающая все изображения на Зодиаках и, во-вторых, как неожиданно оказалось, допускающая астрономическое решение. Этот факт очень важен. Существование такой полной, причем датируемой, расшифровки заранее совершенно не очевидно. Кроме того, обнаруженное астрономическое решение оказалось единственным. В этом смысле наша дешифровка является окончательной.
Найденные нами компьютерные полные расшифровки в основном включили в себя частичные расшифровки Н.А.Морозова и Т.Н.Фоменко, однако в деталях отличаются. Уточнения появились в тех сложных ситуациях, когда возникал выбор между многочисленными вариантами. Например, это касается легко путающихся обозначений Солнца и Луны. Этим объясняется тот факт, что полученные нами уточненные датировки отличаются от предыдущих датировок Н.А.Морозова, Н.С.Келлина, Д.В.Денисенко и Т.Н.Фоменко, хотя (что важно) все точные даты остались, по-прежнему, средневековыми. Ни одно окончательное астрономическое решение для Зодиаков Египта не опустилось ранее XI века н.э. Итак, наши компьютерные датировки таковы.
1) Круглый Дендерский Зодиак: утро 20 марта 1185 года н.э.
2) Длинный Дендерский Зодиак: 22-26 апреля 1168 года н.э.
3) Зодиак из Большого храма Эснэ: 31 марта — 3 апреля 1394 года н.э.
4) Зодиак из Малого храма Эснэ: 6-8 мая 1404 года н.э.
Атрибские гороскопы Флиндерса Петри:
5) Верхний зодиак: 15-16 мая 1230 года н.э.
6) Нижний зодиак: 9-10 февраля 1268 года н.э.
7) «Фивский цветной гороскоп» (Луксор): 5-8 сентября 1182 года.
Фивский гороскоп Г.Бругша (здесь три гороскопа):
Гороскоп демотических приписок: 6 ноября (старого стиля) 1861 года н.э.
9) «Гороскоп без посохов»: 6-7 октября (старого стиля) 1841 года н.э.
10) «Гороскоп в лодках»: 15 февраля (старого стиля) 1853 года н.э.
Это наше исследование — объемное и непростое, подробно описано в книге «Небесный календарь древних».
- 5.5. ОБ ОШИБКАХ, ДОПУЩЕННЫХ Е.С.ГОЛУБЦОВОЙ И Ю.А.ЗАВЕНЯГИНЫМ.
На этом можно было бы закончить краткий рассказ о датировке египетских зодиаков, если бы не публикация статьи Голубцовой Е.С. и Завенягина Ю.А., на которую часто ссылаются защитники скалигеровской хронологии. Речь идет о статье <<Еще раз о «новых методиках» и хронологии древнего мира>>. — Вопросы истории, 1983, No.12, с.68-83 [179]. Авторы статьи пытались оспорить датировку Круглого Зодиака, полученную Н.А.Морозовым. Рассмотреть неудачную попытку Е.С.Голубцовой и Ю.А.Завенягина полезно, так как в статье [179] делается упор на использование компьютера для решения этой задачи, что вроде бы придает видимость научности и объективности предлагаемым выводам.
Е.С.Голубцова и Ю.А.Завенягин пишут: «Трудность состоит в том, что совершенно неясно, какая именно фигура (из пяти фигур на Круглом Зодиаке) изображает ту или иную планету». Поэтому они предлагают считать, что на Зодиаке изображены следующие планеты: Сатурн, Венера, Меркурий, Марс и Юпитер. Однако авторы [179] почему-то не приводят никаких обоснований такого «прочтения» Зодиака. Далее, они приводят следующую таблицу, предлагая считать, что указанные выше планеты локализованы на Зодиаке с точностью до плюс-минус 20 градусов:
——————————————————————————————————————————————————————————-
Фигура 1 между Рыбами и Водолеем | 0 плюс-минус 20 градусов, то есть (340 — 360 — 20) градусов. |
Фигура 2 между Раком и Близнецами | 120 плюс-минус 20 градусов, то есть (100 — 140) градусов. |
Фигура 3 между Девой и Львом | 180 плюс-минус 20 градусов, то есть (160 — 200) градусов. |
Фигура 4 между Весами и Девой | 220 плюс-минус 20 градусов, то есть (200 — 240) градусов. |
Фигура 5 между Козерогом и Водолеем | 320 плюс-минус 20 градусов, то есть (300 — 340) градусов. |
——————————————————————————————————————————————————————————-Авторы [179] сообщают, что ни одно из этих возможных сочетаний не реализовывалось в 568 году н.э. (что показали подсчеты на компьютере) и добавляют, что «этот вывод, конечно, справедлив для любой расшифровки фигур Круглого Зодиака». Далее они предлагают следующее решение: 52 год н.э.
Итак, вроде бы получается, что астрономия, наконец-то, опровергла «фантастические измышления Морозова» и лишний раз подтвердила скалигеровскую хронологию.
Однако дело обстоит не так просто. Здесь сказалась типичная для неспециалистов в разбираемом нами вопросе иллюзия, будто достаточно «загрузить» в компьютер те или иные математические данные, как «математика» тут же сообщит нам абсолютную истину. Вернемся к самому началу и посмотрим — что же загружают Е.С.Голубцова и Ю.А.Завенягин [179] в компьютер. Они пишут, будто бы пять планет Круглого Зодиака локализованы около следующих созвездий: Рыбы, Водолей, Рак, Близнецы, Дева, Козерог, причем дают те интервалы (в градусах), внутри которых будто бы, по мнению Е.С.Голубцовой и Ю.А.Завенягина, находятся планеты: 340-360-20 градусов, 100-140 градусов, 160-200 градусов, 200-240 градусов, 300-340 градусов.
Но все дело в том, что данные, принятые авторами [179] за исходные, не соответствуют реальному изображению планет на потолке храма! Откуда они взяли эту свою странную таблицу, подвергнутую затем математической обработке? Ведь достаточно внимательно изучить фотографии Круглого Зодиака, приведенные в научной литературе, чтобы однозначно восстановить подлинный гороскоп. Он совсем не такой, как описан Е.С.Голубцовой и Ю.А.Завенягиным. Ведь на Круглом Зодиаке абсолютно четко нарисовано, что Венера находится в Овне или в Рыбах!
Вряд ли случаен тот факт, что авторы [179] «пропустили» в своей таблице созвездие Овна. После этого неудивительно, что компьютер «не нашел решения» в средних веках. Как мы видим, Е.С.Голубцова и Ю.А.Завенягин ФАЛЬСИФИЦИРОВАЛИ НАЧАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ЗАДАЧИ И ФАКТИЧЕСКИ ЗАПРЕТИЛИ КОМПЬЮТЕРУ ИССЛЕДОВАТЬ ИНТЕРВАЛ ОТ 25 ДО 50 ГРАДУСОВ, КУДА КАК РАЗ И ПОПАДАЕТ СОЗВЕЗДИЕ ОВНА.
Вероятно, Е.С.Голубцова и Ю.А.Завенягин очень хотели подтвердить скалигеровскую хронологию. Не гнушаясь при этом никакими средствами. Так что защитникам скалигеровской хронологии вряд ли стоит ссылаться на это их «исследование».
[sbscrbr_form][leyka_campaign_form id=»1804″]
ЛИТЕРАТУРА:
- [1290] Neugebauer O., Van Hoesen H.B. «Greek Horoscopes». — Philadelphia: The American Philosophical Society, 1959.
- [1453] «The place of astronomy in the ancient world». — A discussion organized jointly for the Royal Society and the British Academy. Philos. Trans. of the Royal. Soc. of London. Ser. A. 1974. Vol.276, pp.1-276.
- [1100] <<Description de l’Egypte. Publie’e sous les ordes de Napole’on de Bonaparte. Description de l’E’gypte ou recueil des observations et des recherches qui ont e’te’ faites en Egypte pendant l’expe’dition de l’Arme’e francaise publie’ sous les ordes de Napole’on Bonaparte>>. Bibliothe`que de l’Image. Inter-Livres. 1995.
- [1062] Cauville S. <<Le Zodiaque d’Osiris>>. — Peeters, Uitgeverij Peeters, Bondgenotenlaan 153, B-3000 Leuven.
- [643:2] «Панорама Средневековья. Энциклопедия средневекового искусства». Под редакцией Роберта Бартлетта. — Перевод с английского: «Medieval Panorama». Edited by Robert Bartlett. Thames & Hudson, London, 2001. Русский перевод: Москва, изд-во «Интербук-бизнес», ЗАО «Интербук-бизнес», 2002.
- [1046] Boszkowska Anna. «Tryumf Luni i Wenus. Pasja Hieronima Boscha». — Wydawnictwo Literacklie Krako’w, 1980.
- [768:2] «Символы. Знаки. (Самые красивые и знаменитые)». — Энциклопедия. «Мир энциклопедий Аванта+». Москва, изд-во Астрель, изд-во АСТ, 2006.
- [1440] Tesnierio Ioanne. «Opus Matematicum octolibrum». — Coloniae Agrippinae, apud J.Birckmannum & W.Richwinum, 1562. (Книгохранилище Пулковской обсерватории).
- [1247] Leupoldus de Austria. «Compilatio de Astrorum Scientia», cuts. 1489. Книгохранилище Пулковской обсерватории. Санкт-Петербург.
- [543] Морозов Н.А. «История возникновения библейских пророчеств, их литературное изложение и характеристика. Пророки». — М., Типография Т-ва И.Д.Сытина, 1914.
- [1415] Stierlin Henri. «The Pharaohs Master-Builders». — Paris, Finest S.A./ L’editions Pierre Terrail, 1992.
- [966] Шантепи де ля Соссей Д.П. «Иллюстрированная история религий». Тома 1,2. Переиздание 1992 года. Москва. Издательский отдел Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря.
- [1448] «The Egyptian Book of the Dead. The Book of Going Forth by Day». The first authentic presentation of the complete papyrus of Ani. — Featuring integrated text and full color images. Translation by Dr. Raymond Faulkner. Chronicle Books. San Francisco, USA, 1994.
- [1021] Bacharach. «Astronomia». 1545. (Книгохранилище Пулковской обсерватории).
- [1425] <<St.Lorenz. Tu»ren. Tore. Portale>>. 97. Verein zur Erhaltung der St.Lorenzkirche in Nu»rnberg (E.V.). Nu»rnberg. Lorenzer Platz 10. Herausgegeben von Gerhard Althaus und Georg Stolz. Nu»rnberg. NF.Nr.41, 1997.
- [315:1] «Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок». Под редакцией Рольфа Томана. — Ko»nemann Verlagsgesellschaft mbH. Ko»ln. 1994. Русское издание в 2004 году.
- [533] «Мифы народов мира. Энциклопедия». Тома 1,2. — Москва, изд-во «Советская Энциклопедия», 1980 (том 1), 1982 (том 2).
- [1177] Harley J.B. and Woodward David. «The History of Cartography. Volume 1. Cartography in Prehistoric, Ancient and Medieval Europe and the Mediterranean». — The University of Chicago Press. Chicago & London. 1987.
- [544] Морозов Н.А. «Христос. (История человечества в естественно- научном освещении)». Тома 1-7. — М.-Л., Госиздат, 1924-1932 гг. т.1: 1924 (2-е издание: 1927), т.2: 1926, т.3: 1927, т.4: 1928, т.5: 1929, т.6: 1930, т.7: 1932. (Первый том вышел двумя изданиями: в 1924 и в 1927 годах). В 1998 году, по нашей инициативе, вышло репринтное переиздание этого труда Н.А.Морозова в московском издательстве «Крафт». Были переизданы все семь томов.
- [МЕТ1]:6 В переработанном и существенно расширенном виде книга вышла в 1999 году, как первый том двухтомного издания, под названием: Фоменко А.Т. МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ. ПРИЛОЖЕНИЯ К ХРОНОЛОГИИ. ТОМ 1. — Москва, изд-во Крафт+Леан, 1999.
- [МЕТ2]:1 Фоменко А.Т. ГЛОБАЛЬНАЯ ХРОНОЛОГИЯ. (Исследования по истории древнего мира и средних веков. Математические методы анализа источников. Глобальная хронология). — Москва, изд-во механико-математического ф-та МГУ, 1993.
- [МЕТ3]:3 В существенно расширенном и переработанном виде эта книга вышла новым изданием в 2000 году под названием: Калашников В.В., Носовский Г.В., Фоменко А.Т. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРОНОЛОГИИ. АЛЬМАГЕСТ. ЗОДИАКИ. Глава 12-я написана Т.Н.Фоменко: <<Астрономическая датировка «древне»-египетских зодиаков Дендер и Эснэ (Латополиса)>>. — Москва, Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2000.
- [376] Келлин Н.С., Денисенко Д.В. «Когда были созданы знаменитые Дендерские Зодиаки?» — Приложение к книге А.Т.Фоменко «Критика традиционной хронологии античности и средневековья (Какой сейчас век?)». — Москва, МГУ, изд-во механико-математического ф-та МГУ, 1993, с.156-166.
- [1247] Leupoldus de Austria. «Compilatio de Astrorum Scientia», cuts. 1489. Книгохранилище Пулковской обсерватории. Санкт-Петербург.
- [918] Фрэзер Дж. «Золотая ветвь». Вып. 1. — М.-Л., ОГИЗ, 1931.
- [919] Фрэзер Дж. «Золотая ветвь». Вып. 3,4. — М., Атеист, 1928.
- [1004] Albumasar. <<D’e Astru’ Scientia>>. 1515. (Книгохранилище Пулковской обсерватории).
- [1054] Brugsch H. «Recueil de Monuments Egyptiens, dessines sur lieux». — Leipzig, 1862-1865.
- [1224] Knobel E.B. «British School of Archaeology in Egypt and Egyptian Research Account». — London, 1908.
- [179] Голубцова Е.С., Завенягин Ю.А. <<Еще раз о «новых методиках» и хронологии древнего мира>>. — «Вопросы истории», 1983, No.12, с.68-83.
ИСТОЧНИК:
А.Т.Фоменко
ЧИСЛА ПРОТИВ ЛЖИ
Том I семитомника по новой хронологии в новой редакции 2013-2015 г.г.
РЕДАКТОР:
Great post! We are linking to this particularly great article on our site. Keep up the good writing.
Thanks for your publication.
You simply gained a brand new reader.Вы просто приобрели совершенно нового читателя.
I simply want to say I’m beginner to blogs and honestly liked your web-site. Very likely I’m planning to bookmark your website . You definitely have good well written articles. Bless you for sharing your web site.Я просто хочу сказать, что я новичок в блогах и честно понравился ваш сайт. Очень вероятно, что я планирую сделать закладку на ваш сайт . У вас определенно есть хорошие, хорошо написанные статьи. Благословляю вас за то, что вы поделились своим веб-сайтом http://novoxronolog.ru/
Thanks for helping out, good information. Спасибо за помощь, хорошая информация.