А.Т.Фоменко ЧИСЛА ПРОТИВ ЛЖИ. Глава1.§1,§2

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ

 

«Нередко упоминают о СТАЛЬНОМ ДОЛОТЕ, найденном в наружной каменной кладке пирамиды Хуфу (Хеопса, начало XXX в. до н.э.); однако наиболее вероятно, что этот инструмент попал туда в позднейшую эпоху, когда камни пирамиды растаскивали как строительный материал»

Микеле Джуа, «История химии», М., 1975, с.27, комментарий 23.

 

§1. РИМСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ КАК ФУНДАМЕНТ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХРОНОЛОГИИ.

Предварительно дадим краткий обзор состояния хронологии древности и средневековья на настоящий момент. Хронология, являясь важной для истории дисциплиной, позволяет определять временно'й интервал между историческим фактом и настоящим временем, если удается преобразовать хронологические данные документа, описывающего этот факт, в единицы нашего летосчисления, то есть даты до н.э. или н.э. Практически все фундаментальные исторические выводы зависят от того, какая именно даты приписываются событиям, описанным в старинных источниках. При изменении дат меняются и трактовки, оценки событий. Какая хронология — такая и история. К настоящему моменту в результате длительной работы нескольких поколений хронологов XVII-XIX веков сложилась глобальная хронология, в рамках которой всем основным событиям древней истории приписаны даты в юлианском календаре.

Теперь датировка фактов, содержащихся в каком-либо новом документе, производится преимущественно на базе римской хронологии, поскольку считается, что «все остальные датировки древней хронологии можно связать с нашим летосчислением при помощи прямых или косвенных синхронизмов с римскими датами» [72], с.77 . Другими словами, римская хронология и история являются «позвоночным столбом» принятой сегодня глобальной хронологии и истории. Именно поэтому мы в дальнейшем уделим римской истории особое внимание.

§2. СКАЛИГЕР, ПЕТАВИУС, ДРУГИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ХРОНОЛОГИ. СОЗДАНИЕ В XVI-XVII ВЕКАХ Н.Э. СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ХРОНОЛОГИИ ДРЕВНОСТИ.

Хронология древней и средневековой истории в том виде, в каком мы ее имеем сейчас, создана и в значительной мере завершена в серии фундаментальных трудов XVI-XVII вв., начинающейся трудами Иосифа Скалигера(1540—1609) (Iosephus Iustus Scaliger) — «основоположника современной хронологии как науки» [72], с.82. Так его называет современный хронолог Э.Бикерман. Средневековый портрет И.Скалигера, итальянца по происхождению, приведен на рис.1.1.

Рис.1.1. Хронолог Иосиф Скалигер. Подпись под изображением в [35]: «Портрет Жозефа-Жюста Скалигера (1540—1609), знаменитого филолога и критика XVI-XVII вв. Гравюра из книги Иоганна Мерсиуса. Афина Батавия, с.167». Взято из [35], илл.8.

Это — гравюра из книги Иоганна Мерсиуса, см. [35], с.25. Основными трудами Скалигера по хронологии являются:
1) Scaliger I. Opus novumde emendatione temporum. Lutetiac. Paris, 1583, [1387], см . рис .1.0.

Рис.1.0. Хронолог Иосиф Скалигер. Взято из [1387] — Scaliger I. Opus novumde emendatione temporum. Lutetiac. Paris, 1583.
2) Scaliger I. Thesaurum temporum. 1606, [1387]. См. также портреты Скалигера на рис.1.1a и рис.1.1b. Известен старинный итальянский род Скалигеров в Вероне. На рис.1.1c приведены монументальные надгробия правителей Вероны, так называемое кладбище Скалигеров, якобы вторая половина XIV века.

Рис.1.1a. Иосиф Юстус Скалигер (Joseph Justus Scaliger), 1540—1609. Взято из [407:1], с.44.

Рис.1.1b. Портрет И.Скалигера кисти Пауля Мерула (Paullus Merula), якобы 1597 год. Взято из Интернета.

Рис.1.1c. Надгробия правителей итальянской Вероны, так называемое кладбище Скалигеров. Пьяцетта делле Арке Скалиджере. Взято из [143:0], с.37.

Работу И.Скалигера в основном завершил хронолог Дионисий Петавиус (Петавий) (1583—1652), см. рис.1.1d. Наиболее известен его труд — Petavius D.De doctrina temporum. Paris, 1627 год [1337]. На рис.1.2, рис.1.3, рис.1.4 показаны титульный лист книги Петавиуса Rationarivm Temporvm издания 1652 года [1338] и титулы первого и второго томов.

Рис.1.1d. Портрет Д.Петавиуса. Взято из Интернета.

Рис.1.2. Титульный лист книги Д.Петавиуса Rationarivm Temporvm, 1652 года издания. Взято из [1338].

Рис.1.3. Титул первого тома книги Д.Петавиуса Rationarivm Temporvm, 1652 года издания. Взято из [1338].

Рис.1.4. Титул второго тома книги Д.Петавиуса Rationarivm Temporvm, 1652 года издания. Взято из [1338].

Следуя скалигеровской схеме, в XVIII веке русскую историю и хронологию «переработал» Герард Фридрих Миллер (1705—1783). Его портрет приведен на рис.1.5. Подробнее о «деятельности» Миллера и его немецких коллег см. в книге «Новая хронология Руси», гл.1.

Рис.1.5. Немецкий историк Герард Фридрих Миллер (1705—1783). Портрет работы Э.Козлова. Взято из Интернета. См. также журнал «Вестник Российской Академии Наук» [129], с.880.

Укажем содержащие значительный фактический материал труды XVIII-XIX вв. по хронологии [1155], [1205], [1236], [1275]. Они важны для нас тем, что зафиксировали состояние хронологии в эпоху, более близкую к Скалигеру и Петавиусу. Следовательно, этот материал более первичен и не «заштукатурен» последующими косметическими наслоениями. Отметим, что серия этих и других аналогичных трудов по хронологии на самом деле не завершена. Поскольку, как отмечает известный современный хронолог Э.Бикерман: «Достаточно полного, отвечающего современным требованиям исследования по древней хронологии не существует» [72],с.90, комментарий 1.

Поэтому принятую сегодня хронологию древности и средневековья правильнее было бы называть ВЕРСИЕЙ СКАЛИГЕРА-ПЕТАВИУСА. Мы будем называть ее иногда просто СКАЛИГЕРОВСКОЙ ХРОНОЛОГИЕЙ. Как мы увидим, эта версия была в XVII-XVIII веках далеко не единственной. В справедливости ее сомневались крупные ученые.

В основополагающих трудах Скалигера и Петавиуса XVI-XVII веков хронология древности приводится в виде таблицы дат без обоснования. Ее основой объявляется церковная традиция. Это и неудивительно, так как «НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ ИСТОРИЯ ОСТАВАЛАСЬ ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИЕЙ, и ее писали, как правило, духовные лица» [217], с.105.

Сегодня считается, что основы хронологии были заложены Евсевием Памфилом якобы в IV веке н.э. и блаженным Иеронимом. На рис.1.6 мы приводим старинное изображение Евсевия Памфила Кесарийского, датируемое 1455 годом. Между прочим, Евсевий Кесарийский изображен в типично средневековом одеянии Эпохи Возрождения. Скорее всего, потому, что жил не ранее Эпохи Возрождения.

Рис.1.6. «Евсевий Кесарийский. Летописец и сподвижник Константина Великого. Деталь фрески Пьеро делла Франчески в соборе св.Франциска (Ареццо, Италия). 1455 г.» [140], с.80. Обратите внимание, что разрыв между скалигеровской датировкой жизни Евсевия — якобы IV век н.э. — и временем создания портрета Евсевия, составляет ни много ни мало, более тысячи лет. Скорее всего, это результат хронологического сдвига примерно на 1053 года, «отправившего» Евсевия Кесарийского, жившего в XV веке, в фантомный скалигеровский IV век. Взято из [16], с.40, илл.52. См. также [140], с.80.

Хотя скалигеровская история относит Евсевия к IV веку, якобы к 260-340 годам, [936], т.1, с.519, однако его известный труд «История времен от начала мира и до Никейского Собора», — так называемая «Хроника», — а заодно и труд Иеронима Блаженного, были обнаружены лишь в позднем средневековье. Более того, как пишут историки: «греческий подлинник (Евсевия — А.Ф.) теперь существует лишь в отрывках и восполняется вольным латинским переводом бл. Иеронима» [267], с.VIII, Введение. Любопытно, что Никифор Каллист в XIV веке предпринял попытку написать новую историю первых трех веков, то есть «повторить» «Историю»Евсевия, «но он ничего не мог сделать более, как повторить сказанное Евсевием» [267], с.XI. Но поскольку труд Евсевия был опубликован только в 1544 году, см. [267], с.XIII, то есть заметно ПОЗЖЕ труда Никифора, то уместен вопрос: а не основана ли книга «античного» Евсевияна средневековом труде Никифора Каллиста?

На рис.1.7 приведена картина художников Cesare Nebbia и Giovanni Guerra, созданная якобы в 1585—1590 годах.

Рис.1.7. Картина художников Cesare Nebbia и Giovanni Guerra, якобы 1585—1590 годов. Изображает посещение Святым Иеронимом библиотеки Евсевия Памфила в Цезарее. Мы видим типично средневековую сцену Эпохи Возрождения или даже более позднего времени. А современная история уверяет нас, будто все это происходило примерно на тысячу лет раньше, якобы в IV веке н.э. Взято из [1374], с.45.

Как сообщают историки, здесь изображена сцена, когда "Святой Иероним и его ручной лев посетили библиотеку Евсевия (Хронику которого Иероним перевел) в Цезарее[1374]", с.45. Однако мы видим типично средневековую сцену Эпохи Возрождения или даже эпохи XVI-XVII веков. Полки библиотеки завалены книгами уже практически того же вида, что и книги XVIII-XIX веков, — в твердых переплетах, с широкими застежками. Скорее всего, художники XVI-XVII веков изобразили здесь совсем недавние средневековые события и персонажи. А в «далекое прошлое» их отбросили уже позднейшие хронологи скалигеровской школы XVII-XVIII веков.

Считается, что в основу скалигеровской хронологии было положено толкование разнообразных числовых сведений, собранных в Библии. В результате схоластических упражнений с числами возникали, например, следующие «базисные даты», от которых затем и развертывалась вся хронология древней истории. Например, по мнению известного хронолога Дж.Ашера (его звали также Уссерий или Ушер), мир был создан утром в воскресенье 23 октября 4004 года до н.э. [76]. Поразительная точность. Не надо забывать, что известная сегодня «светская» хронология в значительной степени основана на средневековой схоластической библейской хронологии. Современный историк Э.Бикерман по этому поводу совершенно справедливо замечает: «Христианские историки поставили мирскую хронографию на службу священной истории... Компиляция Иеронима явилась основой хронологических знаний на Западе» [72], с.82.

Хотя "И.Скалигер, ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВРЕМЕННОЙ ХРОНОЛОГИИ как науки, пытался восстановить весь труд Евсевия, — но, как отмечает Э.Бикерман, — датировки Евсевия, которые часто в рукописях ПЕРЕДАВАЛИСЬ НЕВЕРНО (! — А.Ф.), В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МАЛО НАМ ПОЛЕЗНЫ[72]", с.82.

Ввиду существенной неоднозначности и сомнительности всех этих средневековых вычислений, «дата сотворения мира», например, варьируется в разных документах в значительных пределах. Укажем лишь основные примеры, взятые нами их различных первоисточников.

5969 год до н.э. — антиохийская, по Феофилу, другую версию см. ниже,

5508 год до н.э. — византийская, или так называемая константинопольская,

5493 год до н.э. — Александрийская, эра Анниана, а также 5472 год до н.э. или 5624 год до н.э.,

4004 год до н.э. — по Ашеру, еврейская дата,

5872 год до н.э. — так называемая датировка 70 толковников,

4700 год до н.э. — самарийская,

3761 год до н.э. — иудейская,

3491 год до н.э. — датировка по Иерониму,

5199 год до н.э. — датировка по Евсевию Кесарийскому,

5500 год до н.э. — по Ипполиту и Сексту Юлию Африканскому,

5515 год до н.э., а также 5507 год до н.э. — по Феофилу,

5551 год до н.э. — по Августину.

Некоторые из этих дат обсуждаются в [72], с.68-69.

Амплитуда колебаний этой считающейся фундаментальной для древней хронологии точки отсчета дат составляет, как мы видим, около 2100 лет. Мы привели здесь лишь несколько наиболее известных примеров, однако, полезно знать, что существует около 200 (двухсот!) различных версий «дат сотворения мира». На рис.1.8 мы приводим старинное изображение 70 переводчиков и интерпретаторов Библии, именуемых сегодня «70 толковниками».

Рис.1.8. Старинная миниатюра из Острожской Библии, якобы 1581 года, изображающая 70 переводчиков и интерпретаторов Библии. Сегодня их обычно называют «70 толковниками». Считается, что они, в частности, установили дату сотворения мира на 5872 год до н.э. Взято из [623], с.165. См. также [745], т.9, с.17.

Вопрос о «правильной дате основания мира» был отнюдь несхоластичным, и ему недаром уделялось такое большое внимание в XVII-XVIII веках. Дело в том, что большое число старых документов датирует события годами «от Адама» или «от сотворения мира». Поэтому существующие тысячелетние расхождения в выборе этой точки отсчета существенно сказываются на датировке многих старых документов.

И.Скалигер, вместе с Д.Петавиусом, впервые применили астрономический метод для подтверждения, — но отнюдь не для критической проверки — позднесредневековой версии хронологии предыдущих веков. Тем самым, Скалигер превратил, как считают современные комментаторы, эту хронологию в «научную». Этот налет «научности» оказался достаточным для хронологов XVII-XVIII вв., чтобы также полностью довериться дошедшей до них и уже значительно закостеневшей хронологической сетке дат.

Немаловажно, что скалигеровская хронология была первоначально создана в рамках западно-европейской католической церкви и много лет находилась под полным ее контролем. А.Олейников писал: «Трактуя различные сведения, собранные в Священном писании, средневековые теологи неоднократно пытались вычислить возраст Земли. Изучив текст Библии, АРХИЕПИСКОП Иероним пришел к заключению, что мир сотворен за 3941 год до начала современного летоисчисления. Его коллега Феофил — ЕПИСКОП антиохийский — увеличил этот срок до 5515 лет. Августин Блаженный прибавил к нему еще 36 лет, а ирландский АРХИЕПИСКОП Джеймс Ашер, явно неравнодушный к точным цифрам, высказал предположение, что мир был сотворен в утренние часы 23 октября 4004 г. до Рождества Христова» [616], с.8. Не исключено, что некоторые коллеги могли спорить с ним: в утренние или же в вечерние часы возникла вселенная.

Многие известные западно-европейские хронологи XVI-XVII веков часто занимали официальные церковные посты. Например, И.Скалигер (1540—1609) был богословом, основатель палеографии Тишендорф (1815—1874) — доктором теологии, Дионисий Петавиус (Петавий) (1583—1652) — иезуитом, автором богословских сочинений [82], с,320, комментарий 5.

Абсолютная вера в незыблемость того, что им сообщала церковная хронологическая версия, лежала в основе их мировоззрения. Поэтому они относились, — даже в новое время, — к данным других наук лишь как к адвокатам, призванным защитить то или иное их априорное предположение, базирующееся на церковной западно-европейской хронологии, переименованной потом в научную.

Обожествление церковными хронологами западной церкви деятельности их предшественников XV-XVI веков — религиозных авторитетов — полностью исключало саму возможность какой-либо, пусть даже минимальной, критики основ хронологии.

У И.Скалигера, например, не могло даже возникнуть «еретической» мысли перепроверить хронологический материал отцов церкви (Евсевия и других), поскольку «Скалигер называет этот труд Евсевия (здесь речь идет о „Евангельском приготовлении“ — А.Ф.) БОЖЕСТВЕННЫМ» [267], с.VIII, Введение. Безусловно поклоняясь авторитету предшественников, хронологи резко реагировали на критику со стороны. Тот же И.Скалигер ярко демонстрирует свое отношение к объективной научной критике следующим эпизодом. «Видный филолог Жозеф де Скалигер, автор высоко оцененной в ученом мире хронологии, стал страстным квадратуристом» [458], с.130. Напомним, что квадратуристами называли людей, пытавшихся с помощью циркуля и линейки построить квадрат, равновеликий по площади данному кругу. Эта математическая задача принципиально неразрешима, как доказано в геометрии. Однако И.Скалигер опубликовал книгу, в которой утверждал, что он установил «истинную квадратуру», то есть что он решил задачу. "Как ни пытались лучшие математики эпохи — Виет, Клавий...доказать ему, что... рассуждение неправильно, — все было бесполезно[458]«, с.130. Дело в том, что из неверного „доказательства“ Скалигера легко следовало, будто периметр правильного 196-угольника больше длины ОПИСАННОЙ вокруг него окружности. Что, конечно, абсурдно. Тем не менее, „Скалигер и его сторонники, неистово защищавшие свои мнения, ничего не признавали... отвечали... руганью и презрительными эпитетами, в конце концов объявив всех геометров совершенными невеждами в области геометрии“ [458], с.130.

Можно представить, как реагировали эти люди на попытки критического анализа установленной ими версии хронологии.

Немногие знают, что Скалигер и Петавиус довели хронологию до „совершенства“, до „абсолютно точных дат“ — указывая год, число, месяц, а иногда даже час дня! — для всех основных событий истории человечества. Современные монографии и учебники почему-то приводят, как правило, лишь годы событий по Скалигеру — Петавиусу, стыдливо опуская месяц, число и час дня. Это — явный шаг назад, лишающий хронологию, вычисленную в XVII-XVIII веках прежнего блеска и фундаментальности.

К XIX веку суммарный объем хронологического материала разросся настолько, что вызывал к себе априорное уважение уже хотя бы самими своими масштабами. Так что хронологи XIX века видели свою задачу только в уточнении некоторых деталей.

В XX веке вопрос считается практически уже решенным, и хронология древности окончательно застыла в той форме, в какой вышла из произведений Евсевия, Иеронима, Феофила, Августина, Ипполита, Клемента Александрийского, Ашера, Скалигера, Петавиуса. Для человека нашего времени сама мысль о том, что на протяжении примерно трехсот лет историки следовали ошибочной хронологии, кажется нелепой, поскольку вступает в противоречие с уже сложившейся традицией.

Тем не менее, по мере развития хронологии, специалистами были обнаружены серьезные трудности при попытках согласовать многие хронологические данные древних источников с уже установившейся скалигеровской версией. Так, например, обнаружилось, что Иероним делает в описании событий СВОЕГО ВРЕМЕНИ ошибку в сто лет [72], с.83.

Так называемая „сасанидская традиция“ отделяла Александра Македонского от Сасанидов 226 годами, а современные историки увеличили этот интервал до 557 лет [72], с.83. Здесь разрыв достигает более чем 300 лет.

„Иудеи также отводят на персидский период своей истории всего 52 года, хотя Кира II от Александра Македонского отделяют 206 лет (согласно скалигеровской хронологии — А.Ф.)“ [72], с.83.

Основы египетской хронологии также дошли до нас, пропущенные через фильтр христианских хронологов: „Список царей, составленны Манефоном, сохранился только в выдержках у христианских авторов“ [72], с.77. Не все читатели, может быть, знают, что „ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ ИЗБЕГАЛА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭРОЙ ПО РОЖДЕНИЮ ХРИСТА, ПОСКОЛЬКУ СПОРЫ О ДАТЕ ЕГО РОЖДЕНИЯ ПРОДОЛЖАЛИСЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ДО XIV В.“ [72],с.69.
[leyka_campaign_form id="1804"]


ЛИТЕРАТУРА:

  • [72] Бикерман Э. „Хронология древнего мира“. — Москва, Наука, 1975. Перевод с английского издания: Bickerman E.J. „Chronology of the Ancient World“. — Thames & Hudson, London, (1968), 1969.
  • [35] Аронов В. „Эльзевиры. (История книжного искусства)“. — Москва, „Книга“, 1975.
  • [1387] Scaliger I. „Opus novum de emendatione temporum“. — Lutetiac. Paris, 1583. Второе издание в 1598 году. Далее: Scaliger I. „Thesaurum temporum“, 1606.
  • [407:1] [Козлов В.Т.] Каталог: „30-летняя война. Блистательная Европа. Ренессанс. Гуманизм. Просвещение“. Региональный общественный фонд содействия развитию и поддержке культуры и искусства имени В.Т.Козлова. Москва, 2001.
  • [143:0] „Возрождение. 1401—1610: шедевры европейского искусства“. Под редакцией Стефано Дзуффи. — Перевод с итальянского: IL RINASCIMENTO. 1401—1610: lo splendore dell'arte europea. Milano, Mondatori Elekta S.p.A. 2002. Москва, ООО „Издательство АСТ“, ООО „Издательство Астрель“, 2003.
  • [1338] Petavius D.: „Petavii Avrelianensis e Societate Iesv, Rationarivm Temporvm in Partes Dvas, Libros tredecim distributum“. — Editio Vltima. Parisiis, Apud Sebastianvm Cramoisy, Regis, & Reginae Architypographum: Gabrielem Cramoisy. M.DC.LII. Cvm Pivilegio Regis.
  • [129] „Вестник Российской Академии Наук“, том 68, No.10, октябрь 1998, Москва, изд-во МАИК „Наука“, „Наука“.
  • [1155] Ginzel F.K. „Handbuch der Mathematischen und Technischen Chronologie“. Bd. I-III. — Leipzig, 1906,1911,1914.
  • [1205] Ideler L. „Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie“. — Berlin, 1825—1826, Band 1-2.
  • [1236] <<L`art de verifier les dates faites historiques>>. — Ed. par des Benedictines. 1 ed., Paris, 1750; 2 ed., Paris, 1770; 3 ed., Paris, 1783, 1784, 1787.
  • [1275] Mommsen T. <<Die Ro»mische Chronologie bis auf Caesar>>. — Berlin, 1859, 2 Aufl.
  • [217] Гуревич А.Я. «Категории средневековой культуры». — М., Культура, 1972.
  • [724:3] [Ремезовская Летопись]. Елена Дергачева-Скоп, Владимир Алексеев. «Ремезовская летопись. История Сибирская. Летопись Сибирская Краткая Кунгурская». Исследование. Текст и перевод. — Тобольск, 2006. Издано Общественным Благотворительным Фондом «Возрождение Тобольска».
  • [936] «Христианство. Энциклопедический Словарь». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Православная богословская энциклопедия. Тома 1-3. — Москва, Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.
  • [267] Евсевий Памфил. «Церковная история». — СПб, 1848. Английское издание: Eusebius Pamphili. «History of the Church». London, 1890.
  • [140] Власов Сергей. «Деяния Константина Великого». — Москва, Благотворительное учреждение «Орден Константина Великого», 1999. Отпечатано в «Первой Образцовой типографии» Государственного комитета Российской Федерации.
  • [1374] «Rome Reborn». The Vatican Library and Renaissance Culture. Edited by Anthony Grafton. — Library of Congress, Washington, Yale University Press, New Haven, London, Biblioteca Apostolica Vaticana, Vatican City, 1993.
  • [76] Блер Ж. «Таблицы хронологические, объемлющие все части всемирной истории из года в год от сотворения мира до XIX столетия, на английском языке изданные Членом Королевского Лондонского Общества Жоном Блером». Тома I,II. — Москва, Изд-во Моск. ун-та, 1808—1809. Английское издание: <<Blair's Chronological and Historical Tables, from the Creation to the Present Time, etc.>> G.Bell & Sons, London, 1882.
  • [623] «Откровение св.Иоанна Богослова в мировой книжной традиции». Каталог выставки, организованной посольством Греции в 1994 году в Москве. Совместное издание посольства Греции и Российской государственной библиотеки. Авторы статей С.П.Бавин и Г.В.Попов. Москва, изд-во «Индрик», 1995.
  • [745] «Русская Библия. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе». С иллюстрациями. В десяти томах. Музей Библии. 1992. Издательский отдел Московского патриархата, Москва, 1992. (Геннадиевская Библия). До начала 2002 года из печати вышли только следующие тома: том 4 (Псалтирь), тома 7 и 8 (Новый Завет), а также том 9 (Приложения, научное описание). Тома 7 и 8 опубликованы Издательским отделом Московского Патриархата в 1992 году, тома 4 и 9 изданы в Новоспасском монастыре, Москва, 1997 год (4 том), 1998 год (9 том).
  • [616] Олейников А. «Геологические часы». — Л., Недра, 1975.
  • [82] Болинброк. «Письма об изучении и пользе истории». — М., Наука, 1978.
  • [458] Кымпан Ф. <<История числа «пи»>>. — Москва, Наука, 1971 (1984). Перевод с румынского издания: Ci^mpan F. <<Istoria Numa~rului «pi»>>. — Ed.tineretului, Bucuresti, 1965.

ИСТОЧНИК:

А.Т.Фоменко
ЧИСЛА ПРОТИВ ЛЖИ

Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории. Новая хронология.

Том I семитомника по новой хронологии в новой редакции 2013—2015 г.г.

Редактор:

ИЗРАИЛЬ БИБЛИИ — ЭТО СЛАВЯНО -ТЮРКСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ!!!

Обновлено: 07.11.2020 — 10:08

7 комментариев

Оставить комментарий
  1. You should take part in a contest for one of the greatest blogs on the web. I am going to recommend this blog!

  2. Aw, this was a really nice post. Taking a few minutes and actual effort to generate a good article…

  3. It¡¦s really a nice and helpful piece of information. I¡¦m satisfied that you just shared this useful info with us. Please stay us up to date like this. Thank you for sharing.

  4. Tiffanie Aoki

    Oh my goodness! an amazing write-up man. Thank you Nevertheless I am experiencing issue with ur rss. Don?t recognize why Unable to subscribe to it. Is there anybody obtaining the same rss issue? Anybody that knows kindly react. Thnkx

  5. additional reading

    I just want to say I'm beginner to blogging and really loved you're page. More than likely I’m going to bookmark your blog post . You actually come with great well written articles. Thanks for sharing your website.

  6. Lachelle Bucaram

    I have not checked in here for a while as I thought it was getting boring, but the last few posts are good quality so I guess I will add you back to my daily bloglist. You deserve it my friend 🙂

  7. Тем не менее перед новыми поколениями специалистов возникли серьезные трудности при попытках согласовать многие хронологические данные древних источников с установившейся скалигеровской хронологией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *