Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. ОСНОВАНИЕ РИМА. глава 2. §,§18-22

Глава 2.
ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА XIII ВЕКА КАК МЩЕНИЕ ЗА РАСПЯТИЕ ХРИСТА В 1185 ГОДУ В ЦАРЬ-ГРАДЕ.

 

§18. ПОПЫТКА «АНТИЧНЫХ» ТРОЯНЦЕВ СЖЕЧЬ КОРАБЛИ ГРЕКОВ И ПОПЫТКА ВИЗАНТИЙЦЕВ СПАЛИТЬ ФЛОТ ЛАТИНЯН.

В Илиаде Гомера много места отведено попыткам троянцев сжечь флот греков. Именно такова, по мнению Гомера, была цель Гектора.

«Тою порою трояне, как львы, пожиратели крови, бурно к судам устремлялись и Зевса судьбы совершали: он непрестанно их мужество высил, а воев ахейских дух поражал и победы лишал их, троян поощряя; Гектору сердце его даровать Приамиду желало грозную славу, да он на суда пожирающий пламень бурный повергнет, и так роковое Фетиды моленье все совершится; единого ждал промыслитель Кронион: первого судна горящего зарево с неба увидеть» [180:0], с.360.

Гектор с троянцами бросается на корабли ахейцев, пытаясь их сжечь. «Ныне сожжем корабли и побьем героев ахейских» — говорит предводитель троянцев Гектор [180], с.364. И действительно, троянцам удается поджечь один из кораблей греков. Но когда Ахилл увидел горящий корабль, он повелел своим мирмидонцам вступить в бой, и те оттеснили троянцев от кораблей. «Троянцы немедленно бросили шумный огнь на корабль: с быстротой разлилося свирепое пламя. Так запылала корма корабля. Ахиллес это увидел, в гневе по бедрам ударил себя и вскричал...» [180:0], с.370-371. См. рис.2.70a.

Рис.2.70a. Попытка троянцев сжечь флот греков. Русский Лицевой Свод. Взято из [490:4], Всемирная История, книга 2, с.135, лист М-859.

Обратимся теперь к книге «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна. В ней есть особая глава, так и называющаяся: «Попытка византийцев спалить флот латинян» [136], с.55-56. Перед тем, как процитировать Виллардуэна, отметим, что он, как и другие средневековые летописцы, именует византийцев ГРЕКАМИ. Виллардуэн пишет: «И тогда греки придумали некую великую уловку: они взяли 17 больших кораблей и наполнили все их большими деревянными плахами и всякими горючими вещами... И вот однажды в полночь они подбросили огонь в эти корабли и поставили их паруса по ветру, дав пламени разгореться весьма высоко, так что казалось, будто вся земля пылает. И вот эти корабли подплыли к флоту пилигримов (то есть крестоносцев — Авт.); и в лагере поднялся крик; и пилигримы повсюду схватились за оружие...

И ясно свидетельствует Жоффруа, маршал Шампании, который составил это произведение, что еще никогда люди не пособляли себе на море лучше, чем это делали венецианцы; ибо они кинулись на галеры и в лодки... они подцепляли суда крючьями и силой утаскивали их прямо на глазах своих врагов из гавани... А греки столпились на берегу столько, что не было им ни края ни меры... И они всходили на лодки и в шлюпки и стреляли в наших, КОТОРЫЕ СРАЖАЛИСЬ С ОГНЕМ, и там были раненые. Рыцари в лагере, как только услышали крик, все вооружились; и боевые отряды выступили в поле... и они боялись, как бы греки не напали на них с равнины. Этим тяготам и этим волнениям они подвергались до наступления утра. Однако с помощью Божьей наши не понесли никаких потерь, КРОМЕ ОДНОГО ПИЗАНСКОГО КОРАБЛЯ... ОН СГОРЕЛ В ОГНЕ» [136], с.35-36.

По-видимому, красочные рассказы крестоносцев-участников и легли в основу гомеровского повествования о попытках Гектора сжечь ахейские корабли под Троей. Отметим, что Гомер и Виллардуэн единогласно утверждают, что грекам сжечь удалось ТОЛЬКО ОДИН КОРАБЛЬ.

 

§19. СБРОШЕННЫЙ С БАШНИ ПОСЛЕДНИЙ ЦАРЬ-ГРАДСКИЙ ИМПЕРАТОР ПРЕДЫДУЩЕЙ ДИНАСТИИ И СБРОШЕННЫЙ СО СТЕНЫ ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ ПРИАМА.

Виллардуэн говорит: «Тьери Лооский... схватил его (императора Мурчуфла — Авт.) и привез его к императору Бодуэну в Константинополь. И император Бодуэн... держал СОВЕТ СО СВОИМИ ЛЮДЬМИ... Совет согласился вот с чем: была в Константинополе колонна, почти посреди города, одна из самых высоких... и решили возвести его (Мурчуфла — Авт.) туда и заставить спрыгнуть вниз на виду у всего народа... Таким образом, император Мурчуфль был подведен к колонне; и был возведен наверх, и весь город сбежался поглядеть на чудо. Тогда его столкнули вниз, и он упал с такой высоты, что когда коснулся земли, то весь разбился вдребезги» [136], с.77.

Далее Виллардуэн сообщает о ПРЕДСКАЗАНИИ, связанном с этим убийством. «А теперь послушайте о великом чуде: на этой колонне, откуда он упал вниз, были изображения всякого рода... и среди этих изображений было одно, выложенное в виде фигуры императора, который как будто падал вниз. Ибо давно было ПРЕДВЕЩЕНО, что в Константинополе будет император, который ДОЛЖЕН БЫТЬ сброшен на землю с этой колонны; и вот так исполнилось это совпадение и это ПРОРОЧЕСТВО» [136], с.78.

Обратимся теперь к «античным» источникам о Троянской войне. «После устроенного побоища... СОВЕТ ВОЖДЕЙ какое-то время решал, что сделать с грудным сыном Гектора по имени Астианакс, которого еще называли Скамандрием, но потом встал Одиссей и предложил истребить род Приама. Окончательно судьба ребенка была решена, когда Калхас ПРЕДСКАЗАЛ, что если ребенка оставить в живых, то он со временем отомстит за своих родителей и за город. Все греческие цари пытались уклониться от совершения детоубийства, тогда Одиссей по своей воле СБРОСИЛ АСТИАНАКСА С ГОРОДСКОЙ СТЕНЫ... Рассказывают также, что Астианакс прыгнул со стены и разбился, когда Одиссей объявлял о пророчестве Калхаса» [196:1], с.355-356.

Мы видим, что «античные» источники и средневековые хроники передают очень схожий рассказ о гибели последнего представителя предыдущей династии. Его сбросили со стены. Или же он спрыгнул сам. Причем важное значение имело некое пророчество об этом событии.

 

§20. РАЗГРАБЛЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ СТЕН ЦАРЬ-ГРАДА И «АНТИЧНОЙ» ТРОИ.

Во время Крестового Похода 1204 года стены Царь-Града были частично разрушены крестоносцами. После бегства императора Алексея «французы и венецианцы сообща решили разрушить на 50 туаз стены города, ибо они опасались, как бы жители города не попытались восстать против них» [729], с.42.

Через некоторое время крестоносцы взяли город и разграбили его. Разграблению Царь-Града посвящено множество средневековых описаний. Кроме того, город был сожжен, см.выше и [729], [933:2], с.230-233, 256.

В «античной» версии мы тоже встречаем известие о сожжении и разграблении Трои и о разрушении ее стен. «После устроенного побоища люди Агамемнона разграбили и сожгли Трою, поделили между собой добычу, разрушили городские стены» [196:1], с.355.

 

§21. ОТКАЗ ОТ ДЕНЕГ.

В гомеровской Илиаде, в описаниях Крестового Похода 1204 года и в летописном рассказе о князе Святославе, ярко звучит один и тот же мотив — ОТКАЗ ОТ ДЕНЕГ. Войска подходят к городу для того, чтобы ОТОМСТИТЬ, а не для того, чтобы взять выкуп.

Начнем с Гомера. Он рассказывает о посольстве Приама к ахейцам. Приам предлагает им большой выкуп за то, чтобы те ушли от Трои.

<<Вестник стал посреди воевод и вещал им голосом звучным: — «Царь Агамемнон и вы, предводители ратей ахейских! Царь мне Приам повелел и другие сановники Трои думу поведать, когда то желательно вам и приятно, сына его Александра, от коего распря восстала: те из сокровищ, которые он в кораблях многоместных в Трою из Аргоса вывез... хочет все возвратить и собственных к оным прибавить...» Рек, — и молчанье глубокое все аргивяне хранили. Но меж них взговорил Диомед, воеватель могучий: — «Нет, да никто между нас не приемлет сокровищ Париса, даже Елены! Понятно уже и тому, кто бессмыслен, что над градом троянским грянуть готова погибель!»>> [180:0], с.168.

Итак, Гомер сообщает, что греки-ахейцы пришли под Трою с твердым намерением взять город. Они отказываются от выкупа, и их не устраивает даже возвращение Елены.

Посмотрим, что пишут средневековые летописцы о Крестовом Походе 1204 года. По сути они рассказывают ту же самую историю. Робер де Клари: «Когда император Константинопольский узнал об этом (то есть о прибытии крестоносцев — Авт.), он направил к ним добрых послов спросить, чего они здесь ищут и зачем они сюда прибыли, и предложил им, что если они хотят получить столько-то из его золота или серебра, то весьма охотно пошлет его. Когда знатные люди услышали это, они ответили послам, что они не хотят ничего из его золота и серебра, но хотят, чтобы император отрекся от своей власти, потому, что он владеет империей НЕ ПО ПРАВУ И НЕЗАКОННЫМ ОБРАЗОМ» [729], с.31.

И наконец, обратимся к русским летописям, к истории князя Святослава. Когда он подходит к Царь-Граду, греческий император посылает к нему послов с дарами: золотом и другими драгоценностями. Но Святослав с презрением отвергает деньги, заявив, что ОН ПРИШЕЛ ВОЕВАТЬ НЕ ЗА ДЕНЬГИ, А С ЦЕЛЬЮ ПОКАРАТЬ ГРЕКОВ ЗА ИХ НЕПРАВДУ. Татищев излагает летопись так: <<И бысть сеча велика, но по долгом времяни победил Святослав, и побежали греки. Святослав же, шед за ними, воевал и грады их разорял во всей Фракии, иже стоят и доднесь пусты. Царь греческий, слыша о том несчастии, созвав вельможи своя в совет, требовал их мнения, что делать, разсуждая, яко силою не можно со Святославом воевать. И советовали вельможи ему послать дары к нему и увесчевать к миру. По которому согласясь, царь послал ко Святославу мужа мудра со златом и парчами... Святослав, уведав о приходе посла греческого, велел его себе представить. Когда же послы, пришед, по обычаю поздравили и дары положили пред ним, злато, сребро, парчи и прочее, то Святослав, не возрев на дары, рек служасчим своим: «Возьмите и раздайте требуюсчим». Послам же отвечал: «Я имею злата, серебра и парчей довольно И ВОЮЮ НЕ ДЛЯ СИХ, НО ЗА НЕПРАВДУ ГРЕКОВ»>> [832:1], т.2, с.39.

Итак, мы видим, что во всех трех случаях присутствует один и тот же рассказ о том, как осажденные предлагают осаждающим выкуп, но те отказываются, заявив, что их целью является месть, а не деньги.

 

§22. НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРА.

В истории Крестового Похода 1204 года осада Царь-Града естественным образом делится на два периода. Крестоносцы подходят к городу, имея в своих рядах претендента на престол — византийского царевича Алексея Ангела. Они отказываются от выкупа, предложенного им действующим византийским императором и твердо намерены воевать до тех пор, пока прибывшие с ними Алексей и его отец Исаак не вернут себе престол. Именно в это время крестоносцы отказываются от денег и говорят, что главная цель их похода — месть. Но затем, после решающего сражения «у кораблей», византийский император бежит из Царь-Града, и в столице воцаряются Исаак Ангел и его сын Алексей. Таким образом, цель крестоносцев вроде бы достигнута. Однако они не уходят. На сей раз возникает новая причина для вражды. Крестоносцам не заплачено по договору. Дело в том, что Алексей, прибывший с ними, обещал выплатить большую сумму денег за помощь. Но выплачено было меньше обещанного [729], [136].

Начинается второй этап осады, закончившийся взятием и разграблением Царь-Града. Здесь уже основная причина продолжения войны — не месть, а нарушение договора. Теперь осажденные виноваты в том, что нарушили данное ими обещание, «клятву».

Спрашивается, звучит ли в Илиаде и в русском летописном рассказе о походе Святослава на Царь-Град мотив нарушения клятв или договоров? Да, и очень ярко. В Илиаде есть целая песня — номер 4 — под названием «Нарушение клятв» [180:0], с.81-101. Причем, как и в истории Крестовых Походов, нарушение клятв — как причина продолжения Троянской войны — возникает уже через некоторое время после начала осады. Согласно Гомеру, сначала был небольшой бой — единоборство Менелая и Париса, закончившийся победой осаждавших. Причем ранее были заключены клятвы: что в случае победы осаждавшие должны получить «должную дань». В противном случае война будет продолжена до полной выплаты.

<<Царь Агамемнон воззвал с воздеянием дланей моляся: — «Мощный Зевс, обладающий с Иды, преславный, великий! ... Если Париса в бою поразит Менелай светловласый, граждане Трои должны возвратить и жену и богатство; ПЕНЮ ДОЛЖНЫ ЗАПЛАТИТЬ АРГИВЯНАМ, КАКУЮ ПРИЛИЧНО; память о ней да прейдет и до поздних племен человеков. Если же мне и Приам, и Приама сыны отрекутся должную дань заплатить по паденье уже и Париса, снова я ратовать буду, пока не истребую дани, здесь я останусь, пока не увижу конца ратоборства»>> [180:0], с.74-75.

По сути дела, Илиада говорит здесь об осаде Трои то же самое, что и средневековые хронисты. Заключен некий договор, согласно которому «по падении Париса», или, согласно средневековой версии, при свержении действующего императора, победители должны получить огромную выплату. Настолько большую, что «память о ней да прейдет и до поздних племен человеков». То есть останется в памяти потомков.

Непомерный размер вознаграждения, обещанного Алексеем крестоносцам, подчеркивают многие авторы. Например, Никита Хониат говорит: «Приняв к себе Алексея, этого юношу столько же и по уму, сколько и по летам, все эти опытные и искусившиеся в делах мужи (то есть вожди крестоносцев — Авт.) заставили его КЛЯТВЕННО согласиться на такие условия, которых он никогда не в состоянии был исполнить. В самом деле, ребенок, по их требованию, обещал не только дать им ЦЕЛЫЙ ОКЕАН ДЕНЕГ, но и отправиться вместе с ними на войну» [933:2], с.215.

Робер де Клари пишет, что Алексей «сказал им, что выдаст войску 200 тысяч марок и будет за свой счет содержать флот в течение одного года, и сам отправится с ними за море со всеми своими силами, и до конца своих дней он будет содержать в Заморской земле за собственный счет 10 тысяч вооруженных ратников и что всем крестоносцам, кто уедет из Константинополя и отправится за море, он доставит пропитание сроком на один год» [729], с.25.

Такие обширные обещания выполнены не были, и крестоносцы продолжили осаду. Они требовали полного выполнения договора, то есть «исполнения клятв».

О выплатах по договору упоминает и русская летопись, рассказывая о походе Святослава на Царь-Град. Продолжим прерванную выше цитату об ответе Святослава греческим послам. Он сказал: «Ежели хотите мир иметь, я с охотою учиню, ТОЛЬКО ЗАПЛАТИТЕ ПО ДОГОВОРУ, чего несколько лет не направляли» [832:1], т.2, с.39.

Таким образом, и Святослав тоже требует уплаты по какому-то СТАРОМУ ДОГОВОРУ.
[leyka_campaign_form id="1804"]
Литература:

  • [180:0] Гомер. «Илиада». — Санкт-Петербург, изд-во «Кристалл», 2000.
  • [490:4] «Лицевой летописный свод XVI века». Это — второе полное его издание, последовавшее за факсимильным (которое впервые тоже было издано «Актеоном»), условно названо изд-вом Актеон «народным изданием». Слегка уменьшен формат листов, на внешнем поле каждого листа размещены транслитерация и перевод на современный русский язык. Москва, изд-во АКТЕОН. Издатели: Л.П.Мустафина и Х.Х.Мустафин. 2008—2012 годы.
  • [180] Гомер. «Илиада». Перевод Н.И.Гнедича. — М., Худ. лит., 1969. См. также: Homer. «The Iliad of Homer». — Chicago, Chicago University Press, London, 1962.
  • [136] [Виллардуэн] Жоффруа де Виллардуэн. «Завоевание Константинополя». — Москва, Наука, 1993.
  • [196:1] Грейвс Роберт. «Мифы Древней Греции». Книги 1,2. — Москва, изд-во Прогресс-Традиция, 2001. Перевод с английского: Robert Graves. «The Greek Myths».
  • [729] Робер де Клари. «Завоевание Константинополя». — Москва, Наука, 1986. Английское издание: McNeal E.H. «The Conquest of Constantinople of Robert of Clari». Trans. with Intr. and Notes by E.Holmes McNeal. — N.Y., 1936. Records of Civilization: Sources and Studies. Vol.XXIII. Reprint: N.Y., 1964, 1969.
  • [933:2] Хониат Никита. «История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина». Том 2. Серия: Византийская историческая библиотека. — Рязань, изд-во «Александрия», 2003.
  • [832:1] Татищев В.Н. «История Российская». Тома 1-3. — Москва, изд-во АСТ, 2003.

Источник:

Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
Начало Ордынской Руси. ОСНОВАНИЕ РИМА. После Христа. Троянская война.

(Переработанное издание)

Редактор: http://novoxronolog.ru/avtor

 

Обновлено: 27.05.2020 — 21:49

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *