Глава 2.
«ВОССТАНОВЛЕНИЕ»-ПОСТРОЙКА ИЕРУСАЛИМА = МОСКВЫ ПОСЛЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ. СКОЛЬКО БЫЛО ИЕРУСАЛИМОВ И ГДЕ ОНИ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ.
§6. МОСКВА СТРОИЛАСЬ КАК ИЕРУСАЛИМ.
†6.4. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ «НЕБЕСНОГО ИЕРУСАЛИМА»
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ В XVI ВЕКЕ.
В христианской литературе к концу XVI века, когда начали строить Москву, уже сложился некий символический план Иерусалима. Первоначально его, конечно, списали с реального плана Царь-Града = евангельского Иерусалима. Но затем он долгое время развивался в чисто книжной традиции и приобрел много символических, условных черт. На иконах, миниатюрах Иерусалим начали изображать в виде квадрата с 12 воротами. На рис.2.67 показана одна из миниатюр, где Небесный Иерусалим изображен как квадратный в плане город с тремя воротами по каждой стороне, всего 12 ворот.

Подчеркнем важное обстоятельство. Выше мы показали, что Библия — в книгах Ездры и Неемии — описывает строительство Московского Кремля, называя его «восстановлением Иерусалима». Таким образом, эти ветхозаветные книги написаны после строительства Московского Кремля в XVI веке и описывают именно московское строительство. Однако понятие об идеальном Иерусалиме и о его символике существовало и раньше. Вот как, например, Иерусалим описан в Апокалипсисе. То есть в книге, датируемой нами, см. ниже, концом XV века — эпохой более ранней, чем строительство Московского Кремля. «И показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога… Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца« (Апокалипсис 21:10, 21:12-14). См. церковно-славянскую цитату 195.
Все это в точности изображено в старинном французском Апокалипсисе якобы XIII века. Написанном, на самом деле, не ранее конца XV — начала XVI века. Это символическое изображение Иерусалима, рис.2.67, М.П.Кудрявцев поместил на обложку своей книги о Москве отнюдь не случайно. Оказывается, ПЛАН МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТЕН, — САМОЙ МОСКВЫ, А НЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ! — ВОСПРОИЗВЕЛ, НАСКОЛЬКО ЭТО БЫЛО ВОЗМОЖНО, ИМЕННО ТАКОЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ИЕРУСАЛИМ. Этот поразительный факт со всей полнотой вскрыт в фундаментальном исследовании М.П.Кудрявцева.

Мы приводим два рисунка из его книги, отсылая за подробностями к [449]. См. рис.2.68 и рис.2.69. Поэтому на обложке своей книги М.П.Кудрявцев и вписал старую миниатюру из Апокалипсиса с Небесным Иерусалимом, в план московских стен Скородома.
Кудрявцев продолжает: «МОСКВА С ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ ВОСПРИНЯЛА ОТДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТРУКТУРЫ ИЕРУСАЛИМА» [449], с.198. Добавим от себя: слова’ «с глубокой древности» придется теперь понимать так: с XVI века. Кудрявцев отмечает многочисленные черты сходства Москвы с Иерусалимским образцом. Приведем лишь два примера.
1) ПОКЛОННАЯ ГОРА. Московская Поклонная Гора соответствует Поклонной Горе Иерусалима [449], с.199. Поясним, что на самом деле, согласно нашей реконструкции, Поклонная Гора, то есть гора, где «поклоняются Христиане Святому Воскресению» [449], с.199, это известная гора Бейкос на окраине босфорского Царь-Града = Стамбула. Она же гора Голгофа. Сегодня на ее вершине, поднимающейся примерно на 200 метров над проливом Босфор, находится огромная символическая могила, называемая со времен средневековья «могилой Иисуса». См. детали в книге «Империя».
2) ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ И ЛОБНОЕ МЕСТО. Кудрявцев сообщает: «Храм Гроба Господня… находился уже внутри новых стен Иерусалима… По подобию с ним и храм Рождества Христова с приделом Воскресения был выстроен именно в центре Кремля. Гора Голгофа (Лобное место)… находилась во времена Христовы за городской стеной… Московское Лобное место, по подобию с древним Иерусалимом, вынесено за кремлевскую стену на Красную площадь» [449], с.201-202.
Остановимся на минуту и обсудим возникающую картину.
• Первичным, евангельским, Иерусалимом был город Иерос = Троя на азиатском берегу Босфора. Здесь в XII веке распяли Христа и здесь находится гора Бейкос = Голгофа с символической могилой Иисуса. Позднее столицу перенесли на европейский берег Босфора, где возник Константинополь.
• Затем, образ евангельского Иерусалима проник в христианскую литературу и идеализировался. Образ Небесного Иерусалима начал жить самостоятельной жизнью, оторванной от своего земного прообраза.
• В XVI веке началось возведение Московского Кремля, а затем и московской городской стены, названной Скородомом. Строительство городских стен — не кремлевских! — велось по идеальному плану Небесного Иерусалима. Кроме того, при строительстве Москвы воспроизвели и некоторые характерные черты Царь-Града.
• И лишь после этого, в конце XVI — начале XVII века, написали или существенно отредактировали ветхозаветные книги Ездры и Неемии, где строительство Московского Кремля изложено во всех деталях и названо «восстановлением Иерусалима». Поэтому Иерусалим в книге Неемии сильно отличается от идеального Иерусалима, как он описан, например, в Апокалипсисе. Иерусалим книги Неемии — это конкретное сооружение, а именно — Московский Кремль. А Иерусалим Апокалипсиса — это некий идеальный образец. Его в той или другой степени воплощали при строительстве не только Москвы, но и некоторых других столиц.
• Таким образом, в Москве несколько раз воплотили образ евангельского Иерусалима. Сначала в эпоху опричнины построили Иерусалим = Московский Кремль. Что’ здесь брали за образец, мы точно не знаем. Может быть, Казанский Кремль. А потом, в конце XVI века, построили Скородом — внешние стены Москвы. Вот здесь уже воспроизводился идеальный образец Небесного Иерусалима из христианской литературы.
Кудрявцев сообщает: «В 1592 году… была воздвигнута последняя городская стена Москвы, прозванная Скородомом. Проходила она по линии нынешнего Садового Кольца… Длина Скородома достигала почти 15 км, башен было всего 58, а воротных из них — 12… Размер города с севера на юг составляет 4 км 800 м и с востока на запад — 4 км 700 м, т.е. более четырех верст… После ряда разрушений и восстановлений ворота Скородома в XVII в. становятся каменными… Так же, как и Белый Город, Скородом в геометрической схеме представляет скорее не круг, а КВАДРАТ со срезанными углами… Первые четыре участка имели ворота по трое на четыре стороны света… Геометрический центр Скородома — Лобное место на Красной Площади» [449], с.85,87. См.рис.2.69.

Этот план, как справедливо отмечает М.П.Кудрявцев, довольно точно следует образцу Небесного Иерусалима, описанному в Апокалипсисе и изображавшемуся на миниатюрах, рис.2.67.

В заключение приведем план Москвы, опубликованный в Атласе Блау 1662 года. См. рис.2.70 и рис.2.71. Считается, что он восходит к плану, составленному при Борисе Годунове в конце XVI века [1036], с.44-45.
ЛИТЕРАТУРА:
Данный список и его нумерация едины для цикла книг по Новой Хронологии.
Сравните качество написание РУССКОГО ЛЕТОПИСЦА с ПОВЕСТЬЮ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ.
Книга Г.В.Носовского, А.Т.Фоменко «Словен и Рус» Вам в помощь ; бестселлер продаж.
Хорошо в паре с томом «Словен и Рус»
взять и читать том «Выставочный Иерусалим»
Данные книги написаны на основании РУССКОГО ЛЕТОПИСЦА опубликованного на сайте https://ruvera.ru/lib/