Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. ЦАРЬ СЛАВЯН. Глава 5.§.9

Глава 5.
ОСИРИС.

 

§9. ГЛАЗ БОГА ХОРА, ВЫРВАННЫЙ У НЕГО СЕТОМ-САТАНОЙ, И ПОВРЕЖДЕННЫЙ ГЛАЗ ХРИСТА.

«Древне»-египетские тексты сообщают, что Сет (Сатана?) ВЫРВАЛ ГЛАЗ у бога Хора (Христа?) во время поединка с ним [486], с.123. Вот что говорит старинный текст: «А Хор (Христос? — Авт.) лежал под деревом Шенуша (уже снятый с креста? — Авт.) в краю Оазиса. Сет нашел его, схватил, повалил на землю навзничь. ВЫРВАЛ ГЛАЗА ЕМУ ИЗ ГЛАЗНИЦ». Цит. по [486], с.134. Хотя в этом варианте говорится о двух вырванных глазах, но обычно в старых текстах упоминается один поврежденный глаз. В 112 главе Книги Мертвых говорится: «Ра сказал Хору: — Дай узреть мне, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ СЕГОДНЯ С ТВОИМ ГЛАЗОМ?.. Хор посмотрел, и рана его глаза [вновь] сильно разболелась. Тогда Хор сказал Ра: — Мой глаз так [плох], словно Сет НАНЕС УДАР МОЕМУ ГЛАЗУ. И он лишился чувств» [486], с.187-188. На «древне»-египетских изображениях тоже чаще всего присутствует один вырванный глаз Хора, см. ниже.

Этот вырванный глаз Бога часто упоминается в мифах под названием Око Хора. Здесь, скорее всего, звучит отголосок того факта, что Андронику-Христу во время казни выкололи глаз, см. выше. Как мы уже говорили в главе 1, на изображении на Плащанице видно, что глаз Христа действительно сильно поврежден [244], с.16. На рис.5.21 приведена сцена из росписи гробницы Сети I. Слева показаны идущие люди, в руках которых — вырванные глаза Осириса (Хора?).

Рис.5.21. Сцена из настенной росписи гробницы Сети I в Долине царей (Луксор, Египет). В центре изображен Осирис в виде запеленутой мумии. Позади Осириса идет Овен с большим ножом у переднего копыта. По-видимому, имеется в виду, что Осирис был убит, когда Солнце находилось в Овне. То есть — поблизости от весеннего равноденствия. Еще левее идут люди, держа в руках выколотые глаза Осириса. Значит Осирису, как и Андронику-Христу выкололи глаз (или оба глаза). Перед Осирисом, как бы охраняя его, сидит на высокой подставке собака (шакал). Она снабжена планетным посохом и, следовательно, символизирует некоторую планету. В данном случае это — Меркурий или Сатурн, знаком которых был шакал, см. нашу книгу «Новая хронология Египта». Взято из [1458:1], с.209.

 

Вырванный Сетом глаз Хора назывался «Оком Уджат, то есть излеченным впоследствии здоровым глазом. В одних мифах глаз отнимает у Сета обратно сам Хор, в других — Сет возвращает его по своей воле, а третьих — его приносит Тот. Глаз этот играл исключительно важную роль в египетских религиозно-мифологических представлениях и ритуалах. Его изображение стало могущественным амулетом, защищавшим от всевозможных бед. Вырванный глаз Хора имел еще одну функцию: в математике им обозначали дроби. По одной из версий мифа, Сет разрезал глаз Хора на 64 части... По (другой — Авт.)... версии Хор борется с Сетом, но предметом борьбы является ГЛАЗ БОГА РА. И, что любопытно, в этом мифе употребляется традиционное название — Око Хора» [486], с.124-125.

«Древние» египтяне носили на теле и клали в могилу вместе с умершими амулеты. «ГЛАВНЫМ среди талисманов такого рода было изображение Ока Уджат (см. рис.5.27 - Авт.), то есть глаза, который Сет выколол Хору. По одним мифам, это был глаз Хора, бога неба, по другим — глаз Ра... Глаз Ра ПОСТРАДАЛ ВСЛЕДСТВИЕ ЗАТМЕНИЯ» [486], с.178. Не появляется ли здесь, в «древне»-египетском рассказе, солнечное затмение, связанное с распятием Христа? «Амулеты с изображением Ока Уджат относились к числу универсальных — они обеспечивали здоровье и удачу во всех начинаниях как на земле, так и в загробном мире» [486], с.178.

Рис.5.27. «Древне»-египетский амулет, изображающий Око Хора — Уджат. Такие амулеты носили при жизни и клали вместе с умершими в могилу. Из гробницы фараона Тутанхамона. Взято из [797:1], стр.50. См. также [863], с.17; а также [486], с.175, илл.85.

Известны многочисленные «древне»-египетские изображения вырванного Глаза Хора, см., например, рис.5.28, рис.5.29, рис.5.30, рис.5.31.

Рис.5.28. «Древне»-египетское изображение Глаза Хора (бога Ра). Золотой браслет фараона Псусеннеса I. Взято из [797:0], с.394-395.

Рис.5.29. «Древне»-египетское изображение Глаза Хора (Глаза Ра) из Книги Мертвых. Взято из [1448], plate 8.

Рис.5.30. «Древне»-египетское изображение. «Осирис на троне. На фоне горы — фигура коленопреклоненного покойного, над ним символ оживления умершего — священное Око Уджат (Око Хора) с отходящими от него руками, подносящими светильник Осирису» [486], с.105, илл.64. Так египетские художники отразили историю поврежденного глаза Христа во время казни. А также, вероятно, его отрубленную руку. Взято из [1458:1], с.362-363. См. также [1100], A.Vol.V — Pl.70.

Рис.5.31. Око Хора (Око Ра) на «древне»-египетской фреске. См. в центре. Взято из [486], с.91, илл.53.

Глаз Хора стал одним из самых распространенных египетских символов. Таким образом, история поврежденного глаза Христа ярко отразилась в «древне»-египетском искусстве. Глаз Хора (Глаз Ра) иногда изображается с одной или двумя руками, рис.5.30. Вероятно, так отразился тот факт, что Андронику-Христу отрубили руку.

Рис.5.30. «Древне»-египетское изображение. «Осирис на троне. На фоне горы — фигура коленопреклоненного покойного, над ним символ оживления умершего — священное Око Уджат (Око Хора) с отходящими от него руками, подносящими светильник Осирису» [486], с.105, илл.64. Так египетские художники отразили историю поврежденного глаза Христа во время казни. А также, вероятно, его отрубленную руку. Взято из [1458:1], с.362-363. См. также [1100], A.Vol.V — Pl.70.

Вспомним теперь, что именно в Овне находится знаменитая в старинной астрономии звезда, которая называется ГЛАЗ или «Глаз Овна», [544], том 6, с.657. Это — альфа Овна, самая яркая звезда в данном созвездии. Связь между звездой Глаз Овна и Христом проявляется уже в том, что Овен — известный средневековый символ Христа. Об этом мы уже неоднократно говорили выше. С другой стороны, легко прослеживается цепочка между Глазом Овна и Оком Осириса. В самом деле, Овен по-латински называется RAM, что звучит как РАМ [1118:1]. Поэтому Глаз Овна в каких-то текстах мог быть назван Глазом Ра. Тождество Глаза Овна и Глаза Ра просматривается в египетской символике и без помощи латинского языка. В самом деле, Овен или баран считался в Египте символом бога Амона-Ра. Поэтому Глаз Овна был одновременно и Глазом Амона-Ра или просто Глазом Ра. Осталось вспомнить, что Глаз Ра и Глаз Удиет (Уджат) — это одно и то же, см. выше и [1051:1], с.54.

Таким образом, египетский Глаз Ра = Глаз Удиет, небесный Глаз Овна (звезда Альфа Овна), а также известный в христианстве символ Всевидящего Ока Бога — это, по сути дела, один и тот же символ вырванного во время казни глаза Христа.

Всевидящее Око изображалось во многих христианских храмах над алтарем. Оно представляет собой глаз, заключенный в треугольник, и является символом Бога, см. рис.5.32, рис.5.33, рис.5.33a.

Рис.5.32. Глаз в треугольнике — христианский символ Бога. Севастополь, Музей Черноморского флота. Взято из Интернета. См. также [24], с.499.

Рис.5.33. Глаз в треугольнике — христианский символ Бога. Всевидящее Око Аахенского собора, г.Аахен, Германия. Взято из Интернета.

Рис.5.33a. Глаз в треугольнике — христианский символ Бога. «Ужин в Эммаусе». Понтормо. Якобы 1525 год. Взято из [194], с.204, илл.264.

Конечно, происхождение такого символа можно объяснять по-разному. Но теперь, как нам кажется, возникает естественное объяснение. Глаз в треугольнике символизировал, по-видимому, глаз Троицы, то есть глаз Христа, вырванный во время казни. Он же — египетский Глаз Осириса-Хора. Символ, по-видимому, был настолько знаменит и распространен, что дошел до нашего времени в нескольких версиях. Хотя в Евангелиях о вырванном глазе Христа прямо не говорится, тем не менее яркий след остался. Хотя и не в текстах, но в многочисленных изображениях и памятниках.

На рис.5.34 приведена картина Яна Провоста «Христианская аллегория» якобы XVI века.

Рис.5.34. «Христианская аллегория». Ян Провост. Якобы около 1465 — 1529 годов. Взято из [493:1], с.232. Вверху — глаз, окруженный красным сиянием. По-видимому, так средневековые художники представляли вырванный глаз Андроника-Христа. Внизу — «Око с руками», то есть символ, совпадающий с «древне»-египетским Оком Хора, которое тоже изображалось как «глаз с руками» (с одной или двумя), см. выше.

Слева — Христос, справа — Богоматерь. Вверху, рядом с Агнцем, символом Христа, изображен глаз, окруженный кроваво-красным сиянием. Так, вероятно, художник изобразил вырванный глаз Хора-Христа. Такой же глаз-символ, но меньшего размера, повторен внизу картины. Кстати, здесь же мы видим присоединенные к нему две отделенные руки. Может быть, так условно показали отрубленную руку Андроника-Христа. Кроме того, нельзя не отметить, что христианское изображение «глаза Бога с руками» — практически совпадает с распространенным «древне»-египетским символом — Глазом Хора (Ра), приведенным на рис.5.28 и рис.5.30.

Рис.5.28. «Древне»-египетское изображение Глаза Хора (бога Ра). Золотой браслет фараона Псусеннеса I. Взято из [797:0], с.394-395.

Рис.5.30. «Древне»-египетское изображение. «Осирис на троне. На фоне горы — фигура коленопреклоненного покойного, над ним символ оживления умершего — священное Око Уджат (Око Хора) с отходящими от него руками, подносящими светильник Осирису» [486], с.105, илл.64. Так египетские художники отразили историю поврежденного глаза Христа во время казни. А также, вероятно, его отрубленную руку. Взято из [1458:1], с.362-363. См. также [1100], A.Vol.V — Pl.70.

В обоих случаях показано «Око Хора с руками». Таким образом, здесь мы видим единство египетской и средневековой европейской христианской символики. В середине картины, на руке Бога, изображен, вероятно, земной шар в центре небесной голубоватой сферы. На сфере показаны, по-видимому, Солнце и Луна. Сверху — христианский крест, символизирующий, скорее всего, всемирное торжество христианства.

Может возникнуть вопрос — почему на русских иконах и русских церквах всевидящее Око не изображается? Нам о таких изображениях не известно. А у западно-европейских христиан его можно встретить во многих храмах. Как нам кажется, теперь мы можем дать ответ на данный вопрос. Обратим внимание на известную и бросающуюся в глаза разницу между католическим и православным распятием. Мы здесь имеем в виду старое русское православное распятие, а не подражания западным распятиям, которые в русских церквях появились лишь в XVII веке. Разница в том, что в западном церковном искусстве страсти Христа выражаются обычно кроваво, с подчеркнутым и даже чрезмерным натурализмом. Старое православное распятие — это, скорее, символ казни, чем ее изображение. Оно спокойно и не нажимает на физиологические подробности. В эту же струю естественно вписывается и отсутствие изображения вырванного глаза Христа в православных церквах. Это ведь тоже в каком-то смысле физиологическая подробность.

Дело, вероятно, в том, что в западном искусстве еще живет традиция тех, кто убивал Христа. Именно эти люди вскоре подверглись всем ужасам крестового похода, что естественно наложило отпечаток на их воспоминания. Они намного более болезненны и кровавы, чем воспоминания мстителей, пришедших из Руси-Орды, которые не были ни свидетелями казни, ни жертвами отмщения.

Позднее, в XVII-XVIII веках, уже при про-западных Романовых, отдельный глаз как божественный символ стал кое-где появляться и в русской символике (так сказать, «учились у Запада»). Хотя по-прежнему весьма редко. На рис.5.34a и рис.5.34b показано полковое знамя Семеновского полка XVIII века. На нем мы видим отдельный глаз, помещенный прямо над двухглавым имперским орлом.

Рис.5.34a. Полковое знамя лейб-гвардии Семеновского полка начала XVIII века. Реконструкция XX века. Над имперским орлом мы видим глаз, как некий важный символ. Фотография сделана А.Т.Фоменко в 2012 году в музее г.Воронежа.

Рис.5.34b. Фрагмент. Символический глаз над двухглвым орлом на русском полковом знамени XVIII века.

Глаз в треугольнике тоже стал при Романовых употребляться в государственной символике России. Например, на рис.5.34c показан памятный крест в честь победы в войне 1812 года, а на рис.5.34d мы видим русскую медаль «За взятие Парижа» в 1814 году. На обоих этих предметах отчеканен глаз Бога в треугольнике.

Рис.5.34c. Наперстный крест «В память Отечественной войны 1812 года» для нраграждения священников. 1814 год. На кресте — глаз Бога в треугольнике. Музей г.Смоленска. Фотография сделана А.Т.Фоменко в 2012 году.

Рис.5.34d. Русская наградная серебряная медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». 1826 год. Музей г.Смоленска. Фотография 2012 года.

литература:

  • [486] Липинская Я., Марциняк М. «Мифология Древнего Египта». — Москва, изд-во Искусство, 1983.
  • [244] Джованни Новелли. «Туринская плащаница: вопрос остается открытым». — Перевод с итальянского. Москва, изд-во Францисканцев, 1998.
  • [544] Морозов Н.А. «Христос. (История человечества в естественно- научном освещении)». Тома 1-7. — М. -Л., Госиздат, 1924—1932 гг. т.1: 1924 (2-е издание: 1927), т.2: 1926, т.3: 1927, т.4: 1928, т.5: 1929, т.6: 1930, т.7: 1932. (Первый том вышел двумя изданиями: в 1924 и в 1927 годах). В 1998 году вышло репринтное переиздание этого труда Н.А.Морозова в московском издательстве «Крафт». Были переизданы все семь томов.
  • [1118:1] «Encyclopaedia Britannica». On-line version, 2001. Электронная версия Британской Энциклопедии.
  • [1051:1] Brodrick M., Morton A.A. «A Concise Dictionary of Egyptian Archaeology. A handbook for students and travellers». — London, 1902. 2 edition — 1923, 3 edition -1924, reprint: Aries Publishers, Chicago, Illinois, USA, 1980.
  • [797:1] «Сокровища мира». Под редакцией Джанни Гуадалупи. — Москва, Астрель, АСТ, 2001. Перевод с итальянского: «I GRANDI TRESORI — L'ARTE ORAFA DALL' ANTICO EGITTO ALL XX SECOLO». 1998 Edizioni White Star, Italy.
  • [863] Файсон Нэнси. «Величайшие сокровища мира. Атлас чудес света». — Москва, Буртельсманн Медиа Москау АО, 1996. Типография Мондрук Графише Бетрибе ГмбХ, Гютерсло (ФРГ), 1996. Перевод с английского издания: Nance Fyson. Published by AA Publishing (a trading name of Automobile Association Development Limited, whose registred office is Norfolk House, Priestly Road, Basingstoke, Hampshire RG24 9NY).
  • [797:0] «Сокровища Египта». Иллюстрированный путеводитель по Египетскому музею в Каире. — Перевод с английского. Москва, АСТ, Астрель, 2003.
  • [1448] «The Egyptian Book of the Dead. The Book of Going Forth by Day». The first authentic presentation of the complete papyrus of Ani. — Featuring integrated text and full color images. Translation by Dr. Raymond Faulkner. Chronicle Books. San Francisco, USA, 1994.
  • [1458:1] «The Treasures of the Valley of the Kings. Tombs and Temples of the Theban West Bank in Luxor». Edited by Kent R.Weeks. — The American University in Cairo Press. Cairo, Egypt, 2001. White Star S.r.l. Vercelli, Italy.
  • [1100] <<Description de l'Egypte. Publie'e sous les ordes de Napole'on de Bonaparte. Description de l'E'gypte ou recueil des observations et des recherches qui ont e'te' faites en Egypte pendant l'expe'dition de l'Arme'e francaise publie' sous les ordes de Napole'on Bonaparte>>. Bibliothe`que de l'Image. Inter-Livres. 1995.
  • [24] Андреева В., Куклев В., Ровнер А. «Энциклопедия символов, знаков, эмблем». — Москва, изд-во «Локид», изд-во «Миф», «AD MARGINEM», 1999.
  • [194] Грегори Мина. «Уффици и Питти. Живопись галерей Флоренции». Альбом. Из серии: Великие Музеи Мира. — Москва, изд-во СЛОВО/SLOVO, 1999. Перевод итальянского издания, Magnus Edizioni Spa, Udine, Italia, 1994, 1996.
  • [493:1] Лоренс Гоинг. «Живопись Лувра». Введение Мишеля Лаклотта. — Перевод на русский язык ЗАО «МК-Импорт», Москва, изд-во «Международная книга», 1987. Английское издание: Stewart, Tabori & Chang. Inc. 1987.
ИСТОЧНИК:
Обновлено: 22.01.2021 — 21:03

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *