- АСТРОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРОНОЛОГИИ.
- Книга 2 Египетские зодиаки. История средних веков на карте звездного неба. Китайская астрономия.
- Глава 4 НОВАЯ, БОЛЕЕ ПОЛНАЯ РАСШИФРОВКА ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ.
- §4. СИМВОЛЫ ПЛАНЕТ ОСНОВНОГО ГОРОСКОПА.
- 4.1. ПЛАНЕТНЫЙ ПОСОХ.
- 4.2. САТУРН В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
- 4.3. СЕТ, АНУБИС И ТОТ КАК СИМВОЛЫ САТУРНА И МЕРКУРИЯ.
- 4.4. ЮПИТЕР В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
- 4.5. МАРС В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
- 4.6. ВЕНЕРА В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
- 4.7. МЕРКУРИЙ В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
- 4.8. СИМВОЛЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ МЕРКУРИЮ НА ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКАХ.
- 4.9. ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕРКУРИЯ СРАЗУ В ДВУХ ПОЛОЖЕНИЯХ.
- 4.10. СОЛНЦЕ В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
- 4.11. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЕГИПЕТСКОГО СИМВОЛА “ГЛАЗ”.
- 4.12. ЛУНА В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
АСТРОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРОНОЛОГИИ.
Книга 2
Египетские зодиаки. История средних веков на карте звездного неба. Китайская астрономия.
Глава 4
НОВАЯ, БОЛЕЕ ПОЛНАЯ РАСШИФРОВКА ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ.
§4. СИМВОЛЫ ПЛАНЕТ ОСНОВНОГО ГОРОСКОПА.
4.1. ПЛАНЕТНЫЙ ПОСОХ.
Еще в XIX веке первые европейские исследователи египетских зодиаков обнаружили, что фигуры планет на них, как правило, имеют вид путников с посохом в руке. Причем он всегда имеет навершие. Чаще всего оно Т-образное, загнутое вперед, рис.4.29. Посохами с навершием, или как мы будем их называть, “планетными посохами”, снабжены планет на большинстве египетских зодиаков, рис.3.7.
Н.А.Морозов приводит типичные египетские фигуры планет. Все они без исключения имеют в руке “планетный посох”, рис.4.30.

В средневековой символике посох означал передвижение. Это – естественный символ путника. Напомним, что планеты в старинной астрономии рассматривались как “переходящие звезды”. То есть “звезды-путешественники” или “идущие звезды”. Ранее люди думали, что планеты – это движущиеся звезды. В византийских и русских хрониках, например в хронике Иоанна Малалы, вместо современного слова “планета” так и писали: “преходная звезда” [503], с.195. То есть – “идущая звезда”. В старинной астрономии к планетам причисляли Солнце и Луну.
Отметим, что на египетских зодиаках чаще всего присутствует БОЛЬШЕ ФИГУР С ПОСОХАМИ, чем это требуется, чтобы изобразить все имеющиеся на небе планеты. Невооруженным глазом можно увидеть только пять планет, не считая Солнца и Луны. А, скажем, на Длинном Дендерском зодиаке имеется десять фигур с посохами. На Круглом Дендерском зодиаке их – девять. И так далее.
Причина ясна. Как мы уже говорили, на зодиаках обычно изображен не один, а сразу несколько гороскопов. Только один из них – основной гороскоп, обозначающий дату, ради которой составлен зодиак. Остальные гороскопы – частные. Поэтому на египетских зодиаках и обнаруживается “больше чем положено” планетных фигур.
Сформулируем наш принцип расшифровки планетных символов египетских зодиаков.
ВСЕ ФИГУРЫ С ПЛАНЕТНЫМ ПОСОХОМ В РУКЕ – будь то идущая, стоящая или сидящая фигура, – ЯВЛЯЮТСЯ СИМВОЛАМИ ПЛАНЕТ. Или же – участниками “планетных шествий”, что опять-таки означает, что они сопровождают ПЛАНЕТУ. О том, как отличить планеты основного гороскопа от планет частных гороскопов, будет сказано ниже.
Однако если посох фигуры является просто палкой и не имеет навершия, то фигура может и не быть планетой. Как правило, “неканонические” посохи встречаются у планет частных гороскопов, а также у “сопутствующих” символов, входящих в “свиту” планеты. Их символика более разнообразна и не столь строга, как для планет основного гороскопа.
Существуют египетские зодиаки, где планеты изображены совсем по-другому – не в виде путников. Случай этот более редкий. Например, на Атрибских зодиаках все планеты, кроме Солнца, Луны и Меркурия, изображены птицами. На зодиаках из гробницы Петосириса планеты имеют вид поясных портретов, у которых руки вообще не изображены.
Отождествление планет на зодиаке – ключевой момент датирования. Иногда при расшифровке возникает несколько возможностей для отождествления той или иной планеты с фигурами зодиака. Какая из возможностей – правильная, приходится определять с помощью астрономических расчетов.
Поясним, как это делается. Предположим, что зодиак допускает несколько вариантов отождествления планет. Тогда на первом этапе все астрономические решения, полученные при различных отождествлениях планет, будем рассматривать как равноправные. А затем проверим каждое из них на соответствие частным гороскопам данного зодиака. Оказывается, такую проверку “случайные” решения не выдерживают. За исключением редких случаев очень кратких, скупых зодиаков. Но таких мало. В большинстве случаев, как мы убедимся, египетские астрономы и художники постарались, чтобы зодиаки не допускали никаких случайных решений. РЕШЕНИЕ, ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЕ ВСЕМУ ТОМУ, ЧТО НАРИСОВАНО НА ЗОДИАКЕ, КАК ПРАВИЛО, БЫВАЕТ ТОЛЬКО ОДНО.
После отсева посторонних решений можно вернуться и к отождествлению планет. Ведь каждое из полученных на первом этапе решений основано на своей собственной расшифровке. Но когда правильное решение уже найдено, можно указать и правильное отождествление планет. Им будет именно то отождествление, которое и привело к правильному астрономическому решению.
РЕЗЮМЕ. Окончательное отождествление – какие именно фигуры изображают те или иные планеты, делается лишь после того, как все варианты расшифровки зодиака полностью просчитаны и проверены на соответствие частным гороскопам. В качестве окончательного берется тот вариант, при котором получается удовлетворительное астрономическое решение. Оно, как правило, бывает только одно, поэтому и отождествление планет на зодиаке обычно получается однозначным.
Ввиду сказанного, планетные изображения на зодиаках можно подразделить на две части.
Первая – это изображения планет, которые расшифровываются сразу, еще до начала астрономических расчетов. Как правило, подобные случаи уже разобраны в работах наших предшественников.
Ко второй группе мы относим те фигуры планет на зодиаках, которые не удается сразу расшифровать. Обычно их немного: одна-две на зодиаке. Однако при астрономическом датировании даже одна планета может существенно повлиять на датировку.
Ситуация, когда для одной и той же планеты подходит сразу несколько различных фигур, возникает при анализе египетских зодиаков довольно часто. Тогда мы перебираем все варианты и для каждого производим астрономические расчеты. Окончательные отождествления планет выявляются лишь в конце исследования.
В настоящем разделе мы приведем лишь окончательный результат: для каждого из исследованных нами зодиаков укажем все символы планет основного гороскопа. Планетами из частных гороскопов мы займемся в следующих разделах.
Перечисление планетных символов основного гороскопа мы дадим в виде семи рисунков – по числу планет, включая Солнце и Луну. На каждом из них собраны изображения одной и той же планеты на различных зодиаках.
Чтобы отличить случаи первого и второго типов мы поступим так. В первом случае кружок с обозначением зодиака, с которого взята фигура, будет иметь на рисунке обычный вид. Во втором случае он закрашен серым. Итак, серый цвет кружка означает, что окончательная расшифровка получена вычислением всех вариантов отождествления.
4.2. САТУРН В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
Сатурн на египетских зодиаках см. на рис.4.31. Пока речь пойдет только о символах основного гороскопа. Рис.4.3 разбит на клетки, соответствующие определенному зодиаку. Условное обозначение зодиака находится в кружке.
4.3. СЕТ, АНУБИС И ТОТ КАК СИМВОЛЫ САТУРНА И МЕРКУРИЯ.
Отождествление Сатурна с фигурой с шакальей головой естественно и в египетской мифологии. Голова шакала на египетских рисунках означала “бога Анубиса” [370], с.15. “Анубис… бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб или в виде человека с головой шакала или собаки… Анубис был ГЛАВНЫМ БОГОМ ЦАРСТВА МЕРТВЫХ” [532], с.49. Сатурн тоже считался БОЖЕСТВОМ ЦАРСТВА МЕРТВЫХ [532], с.488.
С другой стороны, “бог Анубис” отождествлялся греками с Гермесом, а тот, – с римским Меркурием [532], с.50,151. Поэтому Анубис на египетских изображениях мог соответствовать не только Сатурну, но и Меркурию. Мы рассматривали и такую возможность.
В итоге наших расчетов выяснилось, что действительно шакалья голова может соответствовать как Сатурну, так и Меркурию. Например, на Большом Эснском зодиаке именно у Меркурия – шакалья голова. Скорее всего, у Меркурия голова шакала и на Фивском цветном зодиаке OU, где у Сатурна – голова ибиса, рис.4.31 (OU). В последнем случае Сатурн и Меркурий, согласно нашему астрономическому решению, очень близки друг к другу – как и изображено на зодиаке. Поэтому астрономический расчет не может помочь в “распределении ролей” между символами Сатурна и Меркурия на зодиаке OU, рис.4.31 (OU) и рис.4.45 (OU) ниже.
“Египетский бог” Сет показан на рис.3.7. Еще одно изображение Сета, а также Анубиса см. на рис.4.34. Видна почти полная тождественность изображений Анубиса и Сета. Вероятно, чтобы затушевать это тождество с Анубисом, египтологи уклончиво называют голову Сета “головой чудовища” [370], с.15. Мол, египтяне изображали неизвестное науке чудовище.
Но, оказывается, иногда ибис-Тот обозначал на зодиаках не Меркурия, а САТУРНА. Вот, например, обнаруженное нами при астрономических расчетах изображение Сатурна на Малом Эснском зодиаке, рис.4.31 (EM). Оказалось, что Сатурн представлен на нем в виде процессии из трех мужских фигур-путников с планетными посохами. У двух крайних путников головы баранов, а у среднего – ГОЛОВА ИБИСА. Таким образом, Сатурн изображен здесь с головой ибиса (а также с головой барана). С головой ибиса мы видим Сатурна и на “Фивском цветном” зодиаке, рис.4.31 (OU). Это согласуется с тем, что, по мнению некоторых исследователей, Тот и Сет были именами одного и того же “древне-египетского бога” [1335:1].
В силу такой двойственности Анубиса-Сета (шакала) и Тота (ибиса), которые могли обозначать как Меркурия, так и Сатурна, в старинной символике могла возникать некоторая путаница между Меркурием и Сатурном.
4.4. ЮПИТЕР В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
Юпитер в основном гороскопе на египетских зодиаках см. на рис.4.35. Условное обозначение зодиака проставлено в клетке в кружке. Если кружок закрашен серым, то Юпитер на данном зодиаке найден путем расчетов с перебором вариантов. Если нет – то был обнаружен сразу, на предварительном этапе.
Не вдаваясь в тонкости перевода иероглифических надписей, отметим, что данное отождествление Юпитера подтвердилось при нашем исследовании египетских зодиаков.
Иероглиф в виде рогов с кружком внутри на некоторых зодиаках изображался также в виде шапки или детали головного убора Юпитера. Этот факт обнаружен нами. Например, на Большом Эснском зодиаке EB на голове замыкающей фигуры в шествии Юпитера мы видим развернутые в стороны витые рога с кружком между ними, рис.4.35 (EB). Отметим, что изображение Юпитера на зодиаке EB не было фиксировано нами заранее. Мы нашли его лишь после перебора всех вариантов и астрономических расчетов. В увеличенном виде изображение Юпитера на зодиаке EB см. на рис.4.36.
Еще один зодиак, где Юпитер найден нами еще до начала расчетов, – это зодиак Бругша (кроме “гороскопа без посохов”), рис.4.35(BR).
В “демотическом гороскопе” имя Юпитера вписано вместе с именем Сатурна. Это – две строчки, направленные в голову Льва, рис.4.35 (BR). По мнению Бругша, это – названия планет Сатурна и Юпитера [544], т.6, с.697. Мы в конце концов получим астрономическое решение, прекрасно согласованное с решениями двух других гороскопов данного зодиака. Поэтому перевод Бругша, по-видимому, правильный.
Для остальных зодиаков на рис.4.35, Юпитер найден лишь после перебора нескольких вариантов.
На Атрибских зодиаках Юпитер изображен в виде птицы со змеиной головой и змеиным хвостом рис.4.35 (AN). На верхнем Атрибском зодиаке птица, изображающая Юпитера, к сожалению, попорчена. Хорошо сохранилось только одно ее крыло. Поэтому уверенно сказать, как именно изображен ее хвост и голова, трудно, рис.4.35(AV). Но судя по тому, что все остальные планеты изображены на обоих Атрибских зодиаках одинаково, можно предположить, что и у этой птицы-Юпитера тоже были змеиный хвост и змеиная голова. Наше отождествление получено чисто формально, полным компьютерным перебором вариантов.
4.5. МАРС В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
Марс в основном гороскопе на различных зодиаках см. на рис.4.37. Если кружок закрашен серым, то Марс на данном зодиаке найден путем расчетов с перебором вариантов. Если закраски нет, то Марс найден сразу, при предварительном анализе. На рис.4.37 нет Марса на зодиаках Петосириса. О них мы расскажем позже.
Такое отождествление Марса на Длинном Дендерском зодиаке было принято затем Н.А.Морозовым и всеми другими исследователями Дендерских зодиаков. Соответственно, и на Круглом Дендерском зодиаке в качестве Марса была взята такая же фигура. Здесь она стоит чуть выше Козерога, почти что у него на спине, рис.4.38.
4.6. ВЕНЕРА В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
Венера в основном гороскопе на различных зодиаках представлена на рис.4.39.
Вместо этого, в качестве Венеры Бругш взял МУЖСКУЮ (?!) планетную фигуру с двойным лицом, которая на Круглом зодиаке находится рядом с Рыбами, а на Длинном – в Овне, рис.4.45(DR,DL) ниже. Бругш основывался на обнаруженной им рядом с фигурой иероглифической надписи на Длинном зодиаке: “Бог (или богиня) утра”. Видимо, Бругш посчитал, что такая надпись может означать только Венеру. Однако с астрономической точки зрения возможен и другой вариант – Меркурий.
Это обнаружил Н.А.Морозов. Дело в том, что Меркурий – тоже внутренняя планета, как и Венера. Внутреннее по отношению к орбите Земли расположение Венеры и Меркурия приводит к тому, что с любой точки Земли они могут быть видны только утром или вечером, когда Солнце не очень глубоко под горизонтом. Меркурий ближе к Солнцу, чем Венера, поэтому название “бог утра” подходит для Меркурия даже лучше. Более того, египтологам известно, что название “утренняя звезда” означало в египетских надписях как Венеру, так и Меркурия [1009:1], с.117. Но для Венеры на обоих Дендерских зодиаках есть гораздо более подходящие планетные символы. А именно – уже упомянутая пара идущих рядом женщин с посохами на Круглом зодиаке и девушка с посохом, сопровождаемая мужской фигурой с львиной головой – на Длинном [544], т.6, с.652,659. См. рис.4.41, рис.4.42.
Скорее всего, египтологов просто не интересуют правильные астрономические даты зодиаков. Поскольку после работ Морозова они уже поняли, что эти даты будут резко противоречить той хронологии Египта, которой они придерживаются.
Иногда египтологи все же правильно отождествляют Венеру и Меркурия на зодиаках. То есть принимают женскую фигуру за Венеру, а мужскую двуликую – за Меркурия. Но это происходит, видимо, лишь по отношению к тем зодиакам, которые не изучены такими классиками египтологии, как Г.Бругш. Поэтому не возникает опасности впасть в противоречие с классиком. Например, известные египтологи О.Нейгебауер, Р.А.Паркер и Д.Пингри (Neugebauer O., Parker R.A., Pingree D.) в работе [1291] расшифровывают планетные символы на зодиаке P2 из внутренней комнаты гробницы Петосириса. Здесь планеты даны в виде бюстов. Два бюста – женские, рис.4.43. Но один из них снабжен четким полумесяцем и потому однозначно отождествляется с Луной, рис.4.43. Другой женский бюст, следовательно, изображает Венеру. А двуликий мужской бюст – Меркурия, рис.4.43. Именно так и понимают эти изображения авторы работы [1291], с.98. Тем самым они фактически исправляют ошибку Бругша по отношению к египетской символике Венеры и Меркурия. Ведь если следовать идее Бругша, согласно которой, двуликая мужская фигура на Дендерских зодиаках – это Венера, то тогда и на зодиаке P2 двуликий бюст с бородой должен был бы обозначать Венеру. Но здесь такое просто невозможно, рис.4.43.
В еще одном гороскопе на том же зодиаке – “гороскопе в лодках”, – Венера определяется сразу – как единственная женская планетная фигура, рис.4.39 (BR).
Очень необычно изображение Венеры на третьем гороскопе зодиака Бругша – “гороскопе без посохов”, рис.2.16. Здесь Венеру удалось определить лишь методом исключения. Когда все остальные планеты были найдены, остался лишь один свободный символ для Венеры. Это – львица с хвостом крокодила и расположенный под ней крокодил, рис.4.39 (BR). Впрочем, крокодил, возможно, является частью символики Льва, где в данном случае находится Венера. И на зодиаке OU, где Венера также находится во Льве, под ним мы видим похожего крокодила, рис.4.39 (OU).
ЗНАК ЛЬВИЦЫ, – как правило, в виде львиной головы, – часто сопутствует Венере на зодиаках. Например, одна из двух фигур, изображающих Венеру в основном гороскопе на Эснских и Дендерских зодиаках, имеет голову львицы, рис.4.39 . То, что это – именно львиная голова видно, например, из рис.3.7. Здесь лишь одна женщина со звериной головой. Это – так называемая “богиня Сехмет”. Изображения этой “богини” распространены в “древнем” Египте, рис.4.44. Одно из них выставлено также в Эрмитаже в Санкт-Петербурге: сидящая гранитная статуя Сехмет в полный рост. Отчетливо видно, что у Венеры-Сехмет голова львицы.

Еще один признак Венеры – на этот раз “общий” с Меркурием – ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗМЕЯ. Об этот символе мы расскажем подробнее ниже, гл.4:4 настоящей книги.
4.7. МЕРКУРИЙ В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
Меркурий в основном гороскопе на различных зодиаках представлен на рис.4.45. Кружки зодиаков EM, EB и OU закрашены серым, поскольку здесь Меркурий найден компьютерными расчетами с перебором всех вариантов. На остальных зодиаках Меркурия удалось обнаружить сразу.
Для зодиака Бругша на рис.4.45(BR) приводятся три разных изображения Меркурия – для каждого из трех основных гороскопов этого зодиака. В первом имя Меркурия вписано демотическим письмом между Скорпионом и Весами. Оно прочтено Г.Бругшем как “Себек”, то есть Меркурий [544], т.6, с.697.
В двух других гороскопах зодиака Бругша Меркурий изображен человеческими фигурами, рис.4.39 (BR).
Как уже обсуждалось выше, в египетской символике Меркурий часто передается двуликой мужской фигурой. Разбирая фигуры планет на Круглом Дендерском зодиаке, рис.4.45(DR), Н.А.Морозов писал:
“Изображен путник с посохом в виде двуликого бога Януса со звездой над головою. Это планета Меркурий, никогда не отходящая от Солнца, и только на несколько дней показывающая из-за него то одно свое лицо – слева над вечерней зарею на западе, – то другое лицо – справа от Солнца над утренней зарей – на востоке” [544], т.6, с.659.
Это ярко подтверждается на зодиака P2, рис.4.43. Здесь Меркурий изображен в виде двуликого мужчины. Одно его лицо обращено к Солнцу и нарисовано светлым, а другое, отвернутое от Солнца, – зачернено, рис.4.46. Все ясно. Обращенное к Солнцу лицо Меркурия освещено, а второе его лицо, смотрящее в другую сторону, находится в тени. Поэтому оно нарисовано черным. Находясь то с одной, то с другой стороны от Солнца, Меркурий как бы показывает нам то одно, то другое свое лицо.
Итак, ЕСЛИ НА ЕГИПЕТСКОМ ЗОДИАКЕ ПРИСУТСТВУЕТ ДВУЛИКАЯ МУЖСКАЯ ПЛАНЕТНАЯ ФИГУРА, ТО ЭТО – ПЛАНЕТА МЕРКУРИЙ.
Такое правило помогает не всегда. На некоторых зодиаках нет двуликих планетных фигур. В этих случаях Меркурий мог изображаться и с одним лицом. Как правило, ему рисовали лицо человека, а иногда – голову шакала. О тождестве египетского “бога Анубиса” с шакальей головой и Меркурия-Гермеса, мы уже говорили.
4.8. СИМВОЛЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ МЕРКУРИЮ НА ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКАХ.
Мы выяснили, что Меркурию на египетских зодиаках часто сопутствуют одни и те же символы. Они полезны тем, что помогают определить положение Меркурия в сложных случаях. К таким символам относятся:
1) ДВУХГОЛОВЫЕ ИЛИ ДВУЛИКИЕ СУЩЕСТВА, смотрящие в разные стороны. Иногда двухголовость заменяется на РАСКИНУТЫЕ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ РУКИ. См., например, “Большой Эснский” зодиак. Здесь в свите Меркурия есть и двухголовое животное, и человеческая фигура с раскинутыми в разные стороны руками, а внизу – два одинаковых зверька, смотрящие друг на друга, то есть в разные стороны, рис.4.45 (EB). Сам Меркурий – это две фигуры с головами шакала – одна сидящая и одна стоящая, рис.4.45(EB). Сидящую фигуру с раскинутыми руками мы видим рядом с Меркурием и на “Фивском цветном” зодиаке OU, рис.4.45(EB).
2) ПОСОХ В ВИДЕ ЗМЕИ В РУКАХ Меркурия или просто находящаяся рядом вертикальная змея. Может служить также признаком Венеры – например, на Эснских зодиаках. Такие змеи часто сопровождают Меркурий в частных гороскопах, но иногда встречаются и в основных гороскопах. Например, рядом с сидящей фигурой с раскинутыми руками на зодиаке EB мы видим вертикальную змею, рис.4.45(EB). Иногда эта змея – двухголовая, как, например, в частном гороскопе летнего солнцестояния на “Большом Эснском” зодиаке EB, см. ниже. ГОРИЗОНТАЛЬНО РАСПОЛОЖЕННЫЕ змеи встречаются в различных местах зодиаков и НЕ ЯВЛЯЮТСЯ признаками Меркурия. Некоторые из них обозначают точки равноденствий, о чем мы скажем ниже.
Правда, и вертикальные змеи тоже не обязательно обозначают Меркурия. Например, кобра на пьедестале, поднявшая голову, означает точку солнцестояния, см. ниже. В отдельных случаях вертикальные змеи могут встречаться и возле символов других планет, например, Венеры. См. частные гороскопы зодиака EM ниже. Но все же такие случаи редки. Напротив, возле Меркурия вертикальные змеи встречаются часто. Иногда это помогает угадать его положение. Верность догадки нужно проверять расчетами.
3) ПЕРО на голове фигуры также часто (но не всегда) является признаком Меркурия. Может означать Меркурия в частных гороскопах, например, в гороскопе летнего солнцестояния в Близнецах, см. ниже. На упомянутой выше сидящей фигуре с раскинутыми руками, входящей в свиту Меркурия на зодиаке EB, перо нарисовано даже не на голове, а вместо головы, рис.4.45 (EB).
4.9. ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕРКУРИЯ СРАЗУ В ДВУХ ПОЛОЖЕНИЯХ.
Меркурий движется по небу намного быстрее остальных планет, кроме Луны. Поэтому его положение могло сильно измениться в пределах даты основного гороскопа. Поэтому на некоторых зодиаках указывалось СРАЗУ ДВА положения Меркурия. Например, на Длинном Дендерском зодиаке, где в течение зодиакальной даты Меркурий успел побывать в видимом и в невидимом положении.
Дата египетского зодиака, записанная основным гороскопом, могла быть растянута на несколько дней. Египтяне могли не указывать точный час или даже день события, которому посвящен данный зодиак. Иногда им была известна лишь неделя, в которую произошло интересующее их событие. Скажем, в православном церковном календаре до сих пор сохраняются следы старинного счета времени по неделям, начиная от Пасхи.
На то, что Меркурий на Длинном Дендерском зодиаке представлен дважды – один раз в видимом положении, а другой раз в невидимом, скрывшись за Солнцем, – обратил внимание еще Н.А.Морозов [544], т.6, с.654.
На рис.4.45(DL) приведен фрагмент Длинного Дендерского зодиака, где видны оба изображения Меркурия. Одно – в виде двух идущих друг за другом мужчин. Левый держит в руке планетный посох. Другой держит змею, а на его голове – два пера. Видимость Меркурия обозначена звездой над головой мужчины с посохом. С другой стороны от Тельца с Солнцем на спине (на рис.4.45(DL) эта фигура уменьшена) еще раз изображен Меркурий. Он как двуликий мужчина с человеческим и соколиным лицами, рис.4.45(DL). Над его головой нет звезды, поскольку в таком положении Меркурий был невидим, скрывшись за Солнцем. Вся картина прохождения Меркурия мимо Солнца в точности соответствует происходившему на реальном небе. Вообще, на Длинном зодиаке, как и на многих других зодиаках, тщательно отображалась видимость планет.
Меркурий изображен дважды и в “гороскопе в лодках” зодиака Бругша. А именно, двумя мужскими планетными фигурами в лодках, по обе стороны от Сатурна, рис.4.45(BR). По-видимому, художник хотел показать кроме гороскопного, невидимого Меркурия также и его положение, когда он стал виден. Это произошло, когда быстрый Меркурий оказался уже по другую сторону от медленного Сатурна. Что и изображено второй фигурой Меркурия.
4.10. СОЛНЦЕ В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
На рис.4.47 показано Солнце в основном гороскопе на различных зодиаках. Серыми кружками обозначены зодиаки, где было несколько вариантов отождествления Солнца. Окончательный вариант, рис.4.47 , получен астрономическими расчетами и проверкой на соответствие частным гороскопам.


На других двух гороскопах зодиака Бругша Солнце изображено в виде птицы, рис.4.47 (BR). При разборе частных гороскопов, мы увидим, что Солнце часто так рисовалось. См., например, рис.3.6.
На Длинном Дендерском зодиаке Солнце в частных гороскопах изображено в виде птицы несколько раз. Птица-Солнце как бы перелетает из одного зодиакального созвездия в другое.
Интересно изображение Солнца на “Фивском цветном” зодиаке OU. Символа Солнца здесь нет, но оно указано косвенно. На зодиаке изображен кульминирующий Телец. А именно – Телец стоит на подставке, которую в высоко поднятой руке держит человек, рис.4.47 (OU). Значит, Солнце находилось в противоположной Тельцу части эклиптики: в Скорпионе и Весах, а также, возможно, в примыкающих частях соседних созвездий Стрельца или Девы. Расчет показывает, что Солнце находилось в Деве на границе с Весами. Рядом с фигурой Девы находится иероглифическая надпись из двух смотрящих друг на друга птиц и еще трех иероглифов, рис.4.49. Возможно, надпись означает, что здесь было Солнце, так как Солнце на египетских рисунках могло изображаться в виде птицы.
4.11. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЕГИПЕТСКОГО СИМВОЛА “ГЛАЗ”.
На Круглом Дендерском зодиаке, в солнечном кружке между Рыбами и Овном, изображен египетский символ “глаз”. Он напоминает петушиный глаз. То, что этот кружок на Круглом зодиаке – именно солнечный, а не лунный, обнаружено нами в результате астрономических расчетов. В частности, были рассмотрены варианты, когда кружок с глазом внутри считался лунным. Но эти варианты не выдержали проверку на соответствие с признаками видимости планет и с частными гороскопами. Поэтому они отброшены.
Одна из причин, по которой кружок с глазом на Круглом зодиаке не отождествляется с Луной, такова. На фрагменте Круглого зодиака на рис.4.50 мы видим, что в созвездиях Овен-Рыбы-Водолей на Круглом зодиаке показаны обе близкие к Солнцу планеты – Венера и Меркурий. Венера – это две женщины-путницы между Рыбами и Овном, а Меркурий – двуликая мужская фигура с посохом между Рыбами и Водолеем. Но тогда здесь должно быть и Солнце. Ведь эти планеты никогда не удаляются далеко от Солнца.
Эти рассуждения – предварительные. Окончательное заключение о видимости планет выносится после астрономических расчетов, когда их положение относительно Солнца будет точно определено. Расчеты должны подтвердить и сам факт наличия признаков видимости планет на зодиаках. Пока это – только гипотеза Морозова [544], т.6.
Все это А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский проделали, и предварительные рассуждения подтвердились. Кроме того, оказалось, что варианты расшифровки Круглого зодиака с отождествлением “глаз = Луна” не проходят и по частным гороскопам. В итоге, пришлось отождествить кружок с глазом – с Солнцем. Получилось идеальное решение Круглого зодиака. Кстати, и второй кружок – с девушкой – тоже оказался символом Солнца, а не Луны, как думал Морозов. Но только – не в основном, а в частном гороскопе, см. ниже.
Предложим следующее толкование символа “глаз”. По крайней мере, в тех случаях, когда он появляется на зодиаке как признак планеты. На всех известных нам египетских зодиаках символ “глаз” лишь дважды указывает на планету. Один раз на Круглом Дендерском зодиаке, другой – на зодиаке P1 из внешней комнаты Петосириса. Оба раза он расположен РЯДОМ СО ЗНАКОМ ОВНА. Так, на Круглом зодиаке “египетский глаз” помещен в кружке между Рыбами и Овном, а на зодиаке P1 – над головой девушки-Луны между знаками Овна и Тельца, рис.4.51.
4.12. ЛУНА В ОСНОВНОМ ГОРОСКОПЕ.
На рис.4.52 мы приводим изображения Луны в основном гороскопе египетских зодиаков. Самый простой для расшифровки случай, – когда Луна изображена в виде полумесяца. Как, например, на Атрибских зодиаках AV и AN или на Фивском цветном OU, рис.4.52(AV,AN,OU).
Например, Морозов ошибался, считая, что “над изображением Весов стоит кружок с богиней Правосудия внутри” [544], т.6, с.658.
Кроме того, как мы уже отмечали, странно, что эта якобы “богиня Правосудия” нарисована ГОЛОЙ и С ПАЛЬЦЕМ ВО РТУ. То есть – в виде младенца, рис.4.52(DR,DL). Но как мы знаем из мифологии, ни одна из богинь Правосудия не считалась младенцем.
Точно такая же голая фигурка, с пальцем во рту, изображена и на Длинном Дендерском зодиаке. Причем на этот раз она обозначает МОЛОДУЮ ЛУНУ, что отмечает и сам Н.А.Морозов [544], т.6, с.658. На голове фигурки – лунный круг с четко отчерченным полумесяцем, рис.3.3.

Для Луны символ младенца вполне понятен. Именно Луна бывает “новорожденной”. О Луне говорят: “молодой месяц”, “только что родившийся месяц”. Ни о каких других планетах или звездах так не говорят.
Ссылка Морозова на то, что кружок на коромысле Весов часто встречается и на других зодиаках и потому, дескать, “не может служить гороскопическим указанием” [544], т.6, с.697, а является будто бы просто частью Весов, – не убедительна.
Во-первых, именно в Весах часто наступает пасхальное полнолуние, которое, как мы увидим, иногда отмечалось на египетских зодиаках. Поэтому могли рисовать дополнительный кружок в Весах, не относящийся к основному гороскопу. Однако на примере Дендерских зодиаков мы видим, что кружок в Весах может включаться и в основной гороскоп.
Во-вторых, даже если на некотором зодиаке Весы и содержат кружок, помещенный здесь только для красоты, – это не значит, что так будет и на остальных зодиаках. Не исключено, конечно, что удачные художественные символы на знаменитых зодиаках, служивших образцами для многих художников, действительно могли с течением времени “склеиваться” со знаками созвездий в единый символ-иероглиф. Но опять-таки,
приступая к датировке конкретного зодиака, неправильно предполагать заранее, что на нем есть подобные “украшения”. Так это или нет – могут показать только расчеты, когда анализируются все варианты расшифровки зодиака. Что мы и делали.