Глава 11.
Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО.
ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДАТИРОВКОЙ КАТАЛОГА АЛЬМАГЕСТА.
§9. ЯВНАЯ ДАТИРОВКА ЭПОХИ ПТОЛЕМЕЯ НА ЕГО ИЗОБРАЖЕНИИ В СТАРИННОЙ НЕМЕЦКОЙ «ВСЕМИРНОЙ ХРОНИКЕ» ШЕДЕЛЯ.
Обратимся к известной средневековой книге Гартмана Шеделя, датируемой XV веком [1396:1]. Она называется «Книга хроник с фигурами и изображениями от начала мира до наших дней» [90], c.23. Ее также называют Нюрнбергской Хроникой или Аугсбургской Хроникой. Считается, что «это была первая иллюстрированная энциклопедия всемирной истории и географии» [90], с.23.
<<Свою «Всемирную хронику» он составил на основе библейских преданий, сведений древних историков (в основном Геродота и Тита Ливия) и средневековых авторов, свидетельств современников и собственных суждений… Книга, вышедшая одновременно на немецком и латинском языках, имела невероятный успех… торговали ею по всей Германии, а также в Вене, Париже, Граце, Кракове, Лионе и Будапеште; ее заказывали из Милана, Пассау, Любека, Ингольштадта, Данцига, Франкфурта и Бамберга; ее продавали известнейшие торговцы в Венеции, Флоренции и Женеве… Гравюры «Аугсбургской хроники» сделаны, очевидно, Томасом Бургкмайером (1444?-1523), аугсбургским гравером, отцом известного художника Ганса Бургкмайера… ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОКАЗЫВАЮТ СОБЫТИЯ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ И НЕДАВНИХ ВРЕМЕН… представляют правителей и философов, поэтов и ученых>> [90], с.23-24.
В числе прочих знаменитых людей прошлого в хронике Шеделя представлен портрет Птолемея, рис.11.38.

Этот портрет, оказывается, СОДЕРЖИТ ДАТУ. В руках Птолемея — сектор с координатной сеткой, рис.11.39.

Но кроме нее мы видим здесь дату: 1346 год или 1546 год. Разночтение возникает из-за того, что рядом с верхней частью пятерки есть черточка, возможно являющаяся частью плохо пропечатанной цифры. Тогда эта пятерка превращается в тройку. Остальные цифры читаются совершенно однозначно. Они выписаны в полном соответствии со стандартами того времени. В частности, четверка — в виде перевернутой буквы гамма. Многочисленные примеры средневековой записи цифр приведены в книге «Числа против Лжи», гл.6:12-13.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПТОЛЕМЕЙ ДАТИРОВАН ЗДЕСЬ XIV ИЛИ XVI ВЕКАМИ. Что прекрасно соответствует нашей датировке Альмагеста.
Отметим, что дата эта очевидно не является датой изготовления гравюры. Во-первых, она поставлена не сбоку от Птолемея, а прямо на его изображении. Причем, крупно. Во-вторых, эта дата, — как бы ее ни читать, 1346 или 1546, — никак не может быть отнесена ко времени жизни художника. Который, как считается, жил в 1444-1523 годах [90], с.24. Год рождения художника, правда, отмечен знаком вопроса, но в данном случае это ничего не меняет. Поскольку 1346 год отстоит от 1444 года на целое столетие.
Также отметим, что указанную дату нельзя считать просто набором цифр, градуирующих прибор в руках Птолемея. Поскольку в этом случае они шли бы подряд или с равными промежутками. Что не так. Написанные цифры недвусмысленно образуют средневековую дату.